Образование

Бизнес не спешит обучать сотрудников иностранному языку

Сегодня в Барнауле есть огромное количество возможностей выучить иностранный язык. Преподаватели (и даже студенты) лингвистического института, языковые центры, Интернет — все готовы обучать день и ночь. Но владельцы барнаульских компаний не торопятся массово развивать языковые навыки своих сотрудников. Эксперты отмечают, что корпоративное обучение в Барнауле почти невостребовано, хотя спрос на специалистов-полиглотов с годами только растет.

По сведениям московской консалтинговой компании "Технологии роста", российский рынок коммерческих услуг по изучению иностранных языков пережил бум в 1990-е годы. Тогда же начал формироваться корпоративный сегмент. Сегодня он занимает всего 20% рынка. В Барнауле он и вовсе составляет ничтожную долю, хотя в последнее время наметилась тенденция роста. Самые известные языковые центры города предоставляют корпоративное обучение двум-четырем компаниям в год (основной спрос — на уроки английского).

Однако специалисты отмечают, что раньше такая услуга была вообще не востребована. "Спрос на корпоративный английский появился года два-три назад", — отметила Ирина Бабаскина, методист центра изучения иностранных языков "Тринити".

В 2011 году у "Тринити" было три корпоративных клиента. Языковая школа "Элит" работала с сотрудниками четырех фирм, а школа "Полиглот" — с двумя. Запросы во все заведения поступают в основном на разговорный английский. Требование упора на бизнес-лексику — редкость.

Эксперты связывают это с низким уровнем владения английским языком в целом. "Как правило, наши "корпоративные" студенты приходят к нам с начальным и базовым уровнем знаний. Поэтому желание вначале научиться хорошо говорить по-английски неудивительно: деловая лексика сложнее разговорной, это следующий этап обучения", — говорит г-жа Бабаскина. С ней согласна Ольга Сим,методист школы "Элит". Она заметила, что сегодня для серьезных переговоров с иностранцами предприниматели чаще пользуются услугами профессиональных переводчиков, а сами удовлетворяются базовыми разговорными навыками.

Нюансы обучения

Компании, которые обращались за услугами к "Полиглоту", платили по 9200 рублей за сотрудника за трехмесячный курс. В школе "Элит" немного другие расценки: четыре месяца обходятся в 8800 рублей за сотрудника. Цена зависит от количества учеников, длительности курса и сложности изучаемой программы, которая составляется индивидуально для каждой фирмы.

Директор "Полиглота" Снежана Онищенко предположила, что если бы к ним поступил запрос на составление программы с упором на деловой английский, стоимость курса была бы выше. "Уроки делового иностранного языка дороже разговорного на 30%", — подтвердила Наталья Максимова, директор лингвистического центра Golden Apple.

У корпоративного обучения есть ряд преимуществ как для сотрудников, так и для работодателя. Первые получают бесплатные знания не покидая рабочего места — компании, как правило, платят за сотрудников и приглашают преподавателей к себе. А руководитель получает работников с языковыми навыками, заточенными под специфику работы, а также повышение корпоративного духа на предприятии.

Преодолеть барьер

Ирина Бабаскина отмечает, что за услугой корпоративного обучения языку чаще обращаются фирмы из торговой сферы и банки.

Например, Сбербанк проводит обучение сотрудников во всех своих региональных филиалах. "Знание языка помогает использовать лучшие мировые практики, lean-технологии банковских процессов, свободно общаться с иностранными клиентами, — говорит Наталья Егоренкова, директор управления по работе с персоналом Сибирского банка Сбербанка России. — В каждом регионе Сибирского банка определяются на конкурсной основе образовательные центры, преподаватели которых посещают офисы Сбербанка. В обязательном порядке английский язык изучают все руководители, остальные сотрудники — по желанию".

"Росбанк" — часть международной финансовой группы Societe Generale, и в деловой переписке банка активно используется английский язык. "Для того чтобы коммуникации происходили комфортно, для топ-менеджмента филиала было организовано обучение английскому языку, которое носило поэтапный характер в зависимости от начального уровня знания языка: от нулевого до базового, — рассказал Ринас Накиев, директор алтайского филиала "Росбанка". — В результате обучения сотрудники стали более уверенно чувствовать себя при ведении деловой переписки и составлении отчетности".

Приглашали к себе преподавателя английского и руководители студиии интернет-решений "Сибирикс". "Прокачиваем именно разговорный язык, поэтому большинство заданий — "игровые", где участникам приходится ставить небольшие спектакли, рассказывать настоящие и вымышленные истории, проводить расследования, придумывать рекламные слоганы и так далее. Главное условие — все должны общаться", — написал в корпоративном блоге студии ее сотрудникРоман Чигирев.

В креативном агентстве PUNK YOU тоже намерены учить английский. Арт-директор агентства Данил Снитко рассказал, что преподавателя будет искать скорее всего среди вузовских сотрудников. Учебная программа включит в себя рекламную терминологию: нужно, чтобы сотрудники PUNK YOU с легкостью справлялись с заявками на участие в фестивалях и брифами заказчиков на английском языке.

Пока подобные примеры для нашего города скорее исключение. Легче найти директора компании, который сам изучает язык в деловых целях. Так, Виталий Лукьянченко, директор ювелирной компании DAVID & BELTA, изучает английский в одном из барнаульских языковых центров в течение полугода. Он отмечает, что современные средства коммуникации позволяют находить партнеров по бизнесу из других стран и общаться с ними напрямую. Но для этого нужно преодолеть языковой барьер.

"По работе часто приходится посещать мероприятия в Израиле, в Гонконге — там все говорят по-английски! Стыдно, когда кто-то из неанглоязычных стран (например, турок) общается с местным населением без проблем, а русский стоит рядом и ничего не понимает", — сетует Лукьянченко.

А вот Вера Турзаковаизучает французский. Она — директор фирмы "Коттон", которая специализируется на поставке фисташек в виде сырья и фасованной продукции. Бизнес г-жи Турзаковой связан с поставщиками из Ирана и Вьетнама, которые, по ее словам, владеют несколькими языками — в том числе французским.

Почему руководители не делятся знаниями со своими работниками? Виталий Лукьянченко считает, что им это не требуется. А г-жа Турзакова думает над этим: может, и внедрит корпоративные уроки.

Используй или потеряй

В эффективности массового обучения сотрудников языку сомневаются некоторые профессиональные преподаватели. Противники экспресс-изучения языка отмечают сложности, с которыми, как правило, сталкиваются студенты "в возрасте". Во-первых, по мере взросления человеку требуется все больше усилий для усвоения материала. Во-вторых, специалист должен параллельно с языком обрабатывать большой объем информации по основной работе. Наконец, усвоение языкового навыка дает результат лишь в случае постоянной практики, о чем говорит английская пословица "use it or loose it", что дословно означает "используй или потеряй". Иначе будут бесполезны и три, и десять месяцев обучения.

Тем не менее учить язык работнику, желающему построить карьеру, необходимо. Специалист по подбору персонала кадрового супермаркета "Развитие" Лиана Новикова утверждает, что спрос на кадры со знанием английского языка огромен — 70% обращений от работодателей содержат запрос на знание профессиональной лексики. Обычного менеджера г-же Новиковой удается найти в Барнауле в течение 10 дней. А вот помощника руководителя крупной фирмы с навыками делового английского г-жа Новикова разыскивала в течение 1,5 месяца.

А Наталья Егоренкова приводит такой факт: при приеме на работу в Сбербанк свободное владение языком оценивается так же высоко, как качественное экономическое образование.

Шесть шагов к знанию

Одна из основных систем определения уровня владения языком — это CEFR (Common European Framework of Reference for Languages, или Общеевропейская система оценки знания иностранных языков). Эта система разработана Советом Европы и используется для определения уровня владения иностранным языком. В CEFR уровни делятся на шесть параметров: А (А1 и А2) — элементарное владение, B (B1 и B2) — самостоятельное владение, C (C1 и C2) — свободное владение. Система CEFR используется в том числе в английском немецком и испанском языках.

Справка

300 млн$ - годовой объем рынка языкового обучения в России.

50% рынка корпоративного изучения языков приходится на долю Москвы и Санкт-Петербурга.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость