Очередной шок
Тамара Мальченко,
заведующая кафедрой точных наук, гимназия № 123:
Решения, которые приняты в конце декабря, на мой взгляд, могут быть актуальными только для выпускников следующего года. Но, к сожалению, их предлагают для нынешних. Пришёл приказ, что в вузы будут зачислять абитуриентов уже не по двум экзаменационным предметам. Вузам дано право решать, что же там всё-таки будет. В каком-то – три, в каком-то – четыре предмета. А школьники с сентября готовились только ко двум.
Многие вузы выставили вступительным экзаменом информатику. То, чего не было никогда, дети на это не настраивались. Теперь проблема: как сделать так, чтобы они сдали ЕГЭ по информатике? Почему такая спешка? Почему такой стресс и для родителей, и для детей, и для педагогов?
Катерина Кузовкина,
классный руководитель 9-го класса, школа № 114:
Нам говорят, что, возможно, будут сдавать Единый государственный экзамен по математике, по русскому языку за 9-й класс. За один год хотя бы учитель должен знать, к чему готовить ребёнка. Тем более это ещё подростковый возраст. Дети в девятом классе относятся к учёбе не всегда серьёзно. Если в 11-м классе ребёнок знает, что ему надо поступать в институт, и уже более целенаправленно занимается, то здесь другое.
Лилия Капустина,
классный руководитель 11 "А" класса, школа № 114:
Меня тревожит то, что дети только сейчас узнали про набор экзаменационных предметов в институтах. Появились как ЕГЭ информатика и иностранный язык. Дети к этому совершенно не готовы. Сегодня существуют разные учебники, разные предметы. Как будут составляться тесты по этим программам, пока не известно. А время – февраль. Пока пришёл список набора экзаменов, которые будут в университетах, а подготовка ещё нулевая.
Валентина Куликова,
классный руководитель 11 "В", школа № 114:
Государство постоянно ставит эксперименты над учениками. Настолько сложно и нам перестроиться, и детям. Мы их нацеливаем на одно, тренинги проводим. И вдруг – раз и что-то новое. Такое впечатление, что нас, тех кто работает в школе, никто не слушает. Слушают сами себя. Те, кто чаще всего с школой и образованием не связан.
Надежда Пышнограй,
преподаватель русского языка и литературы, школа № 114:
В ЕГЭ есть и минусы, и плюсы. Дети наши стали правильно ударения делать, правильно говорить. Идёт, к примеру, реклама известной фирмы, в которой ошибочно делают ударение, говоря "побалуйте себя" с ударением на втором слоге. Это чудовищная ошибка, потому что надо говорить с ударением на у.
Дети подходят, говорят. Наверно, фиговая фирма, раз они позволяют себе так говорить. А вот экзамен по литературе в форме ЕГЭ – это вообще карикатура на экзамен. Надо учить детей читать, размышлять, а не выбирать, какой породы была собака у Герасима.
Мы отбили совсем желание читать у детей. Они не хотят. Потом гонка начнётся на запоминание имён, фамилий.
Светлана Кондерина,
преподаватель русского языка и литературы, школа № 117:
У меня 9-е и 11-е классы. Буквально на днях смотрела демонстрационный тест 2009 года. Многое удивило. К примеру, предлагают бумажки в значении "деньги" назвать словом официально-делового стиля. В правильных ответах – "купюра, банковские билеты". Если компьютер это проверяет, он это считает правильным. А вот ответ "банкнота" компьютер правильным не посчитает. Хотя у тех, кого спрашиваю, в первую очередь ответ "банкнота". Или даётся сочинение-рассуждение. Даны два мнения о русской пунктуации. Один говорит: "Нужны знаки препинания". Другой говорит: "И без них жили". Задание: помогите мальчику доказать, что нужны знаки препинания. Задание тенденциозное. Ситуации выбора нет. Это я пока только поверхностно эти тесты пролистала.
А вообще к ЕГЭ надо отнестись спокойно. Истерику не нагнетать. Моя мама, когда в войну училась, каждый год экзамены сдавала. Надо говорить школьнику: "Это проверка твоих знаний и всё".
"Делёжка денег, которых больше не стало?"
Никто из собеседников не выразил восторгов и по поводу новой системы оплаты труда (так называемого нормативно-душевого финансирования).
Катерина Кузовкина,
школа № 114:
Государство обещало, что учитель будет получать больше. На самом деле это перераспределение кормушки. А так как это перераспределение у близлежащих учителей, не каждому, конечно, это нравится. Например, у меня чуть больше оплата стала из-за конкурсов.
С другой стороны, я преподаю информационные технологии. У меня коэффициент оплаты труда 1, у математика – 1,8. Это что, я хуже преподаю предмет? Поэтому я где-то потеряла, где-то приобрела. Зарплата осталась такой же практически. Очень сильно потеряли в зарплате учителя начальных классов, преподаватели немецкого языка. Там группы маленькие.
Вступив в эксперимент, стали сливать классы. Почти все они больше 25 человек. Меньше практически нет. Невыгодно.
Елена Лукьянова,
учитель музыки, школа № 114:
Учитель ищет, где бы ему эти баллы заработать. Придумывает себе работу, бывает. А по большому счёту это столкновение учителей между собой. Я считаю, что основная зарплата учителя – это урок. И надо повышать зарплату именно за сам урок.
Наталья Холодина,
преподаватель предмета "Основы безопасности жизнедеятельности":
Нам говорили, что сможем получать больше. Но что получается? Чем больше учителей одной школы наберут баллов, тем они больше обесцениваются. Мы до сих пор не поняли, где плюсы. Хотелось бы, конечно, чтобы поощряли тех учителей, которые творчески работают. У нас немножко стали больше получать, но не все. Учителя аглийского не увидели прибавки. Идея была интересная поначалу. Может быть, ещё что-нибудь пересмотрят.
Анатолий Дмитриев,
учитель истории и краеведения, лицей № 2:
Задумка была хорошая. Сейчас на конференции говорят, что американская модель образования жёсткая, все готовы идти по головам. У нас сейчас это тоже прослеживается. Эта система ожесточает людей. Дележка денег, которых больше не стало, вызывает неприятные эмоции и чувство зависти. Хотя понимаешь, когда работаешь, что не должно быть равенства. Нам рассказывают, что зарплаты у творческих педагогов растут на 80 процентов. У нас реально это от 200 до 500 рублей
О ляпах в ЕГЭ по истории
На прошлой неделе президент Дмитрий Медведев ужаснулся тестами экзаменов по истории, которые попали к нему в руки, и назвал их провокационными.
– В нашем предмете ляпов особенно много, – говорит учитель истории Анатолий Дмитриев. – Несколько раз историю переписывали. И некоторые авторы, стремясь быть объективными, скатывались к оценкам, близким к американским. Роль Советского Союза нивелировалась. Так можно уйти очень далеко. Сейчас решили не отдавать историю на откуп западным оценкам. В старые времена был один учебник, потом их стало 25. Потом правительство и органы образования удивляются…
Я преподаю историю 24-й год. Самый лучший способ, чтобы быть честным, – опираться на факты. Давать оценку осторожно. Например, работая с историческими документами, дети могут сами оценить историю. И деятельность учителя здесь будет направляющей, а не заставляющей всё принимать априори.
Самое важное - в нашем Telegram-канале