Прежде чем рассказать, как это происходит, представим сам предмет. Называется он "Основы религиозных культур и светской этики" (сокращенно ОРКСЭ). Дисциплина включает в себя шесть модулей:
- основы православной культуры,
- основы исламской культуры,
- основы буддийской культуры,
- основы иудейской культуры,
- основы мировых религиозных культур,
- основы светской этики.
Предмет имеет культурологический характер и рассчитан на изучение в течение двух лет, в 4–5-х классах. Зачем нужен такой предмет? Если резюмировать соображения на этот счет авторов идеи вообще и авторов учебника в частности и использовать их лексику, то ответ получим следующий: основная задача ОРКСЭ – мотивировать ребенка к поведению, которое позволяло бы ему расти и развиваться благоразумным человеком в многонациональной российской среде, где присутствует уважение и взаимный диалог, а конфликты отсутствуют. Согласитесь, прямо–таки стерильная среда. Но жить, к сожалению, приходится в другой. Хочется верить, что полученные знания помогут каждому ученику оставаться человеком там, где с трудом налаживаются диалоги и конфликтов не избежать.
Урок – впрок?
Очень интересно было посмотреть, как изучают основы самой востребованной светской этики, и мы побывали на уроке в одной из барнаульских школ, понаблюдали, как детям преподносят знания.
Суть предмета такова, что учителю приходится непростые вещи доносить до детских умов максимально легко для восприятия. Поэтому урок представлял собой вереницу бесед учителя и детей, их рассуждений. Кстати, тема урока звучала так – "Границы между добром и злом".
В начале ученики вспоминали рассказ, который разбирали на прошлом занятии.
– Мы читали о разных народах. Смысл был в том, что национальности разные, а душа одна, – рассказывает Вася.
– Правильно, – одобряет учительница, – у нас может быть разный цвет глаз, разная внешность, национальность, мы можем говорить на непохожих языках, но душа одинакова у всех. Это внутренний мир человека – поступки, которые мы совершаем. Какими они бывают?
– Плохими и хорошими, – отвечает Сережа.
– Приведи пример хорошего поступка.
– Правильно вести себя на уроке, уступать старшим место, защищать слабых, помогать родителям по дому, – немного неуверенно отвечает мальчик.
– Совершенно верно! – подбадривает его педагог.
Далее класс начинает коллективно рассуждать о правилах хорошего тона, о том, что такое духовные ценности. Маленькая Катя не сразу поняла, о каких ценностях идет речь, и дала им такое определение: "Из поколения в поколение переходящие одежды и драгоценности". Педагог исправила ее, сказав, что речь идет о духовном. Она привела несколько примеров, тем самым показав ребятам нужное направление.
Прочитав стихотворение в учебнике, дети вместе с учителем рассуждали о том, какие интересы должны быть у человека в жизни, чем или кем она должна "украшаться", чтобы жить, а не существовать. Они разбирали стихотворный образ человека ленивого, необщительного, безынициативного, говорили, что нельзя только "поесть, поспать и поиграть с котом". Четвероклассники называли другие качества, которые позволили бы герою развиваться и быть окруженным друзьями.
Урок учительница закончила пословицей: "Посей поступок – пожнешь привычку. Посей привычку – пожнешь характер. Посей характер – пожнешь судьбу".
Выбор родителей
В начале учебного года на родительских собраниях в четвертых классах педагоги подробно рассказали о всех составляющих ОРКСЭ, а родители, взвесив "за" и "против", вынесли коллективное решение о том, что будут изучать их дети.
Как же распределились предпочтения?
- Основы светской этики – 4097 учащихся
- Основы мировых религиозных культур – 1820
- Основы православной культуры – 300
- Основы исламской культуры – 52
- Буддизм и иудаизм не преподают.
Источник: городской комитет по образованию.
Мнения на тему
Людмила Фролова,
учитель обществознания школы № 108:
Основы нравственного воспитания закладываются с рождения: и детский сад такую работу уже проводит, просто уровень соответственно возрасту должен быть. Не знаю, как в начальной школе, а что касается среднего звена и старшего, у нас никогда не запрещалось с этими основами знакомить, все зависело от воли преподавателя. Теперь предмет стал обязательным, то есть от него отказаться нельзя. По идее, эти знания нужно проводить не только в начальной школе, это должен знать каждый человек.
Польза от ОРКСЭ должна быть, он нацелен на нравственное воспитание, а как это будет в жизни – время покажет.
Что лучше изучать? Я думаю, что светскую этику, так как государство у нас все-таки светское. Вопрос религии более индивидуальный. Без участия родителей, по идее, не должно быть ничего. Ребенок очень много берет из семьи, а школа в воспитании играет второстепенную роль.
Наталья Акимова,
доцент института архитектуры и дизайна АлтГТУ, член Союза художников России:
Культуру религии нужно, конечно, с самого детства рассказывать, но такими дозами, чтобы это ребенку было понятно, то есть так, как мы детишек обучаем любой информации. Этих тем лучше касаться еще до того, как ребенок пойдет в 4-й класс, чтобы он уже имел какие-то представления.
Я думаю, возраст для преподавания выбран нормальный, но, может, есть смысл продолжить, например, в 7–8-х классах и потом в старших классах. Уже на другом уровне расширить полученные знания, связать это с культурой человечества. Ведь все взаимосвязано.
Если говорить о моем опыте, то мы росли в полном атеизме, и церковь у нас высмеивалась. Я помню, у нас даже были смешные рассказы в школе, что мальчик пришел в церковь, а там плачет икона, он заглянул за икону, а там, оказывается, водичка капает. Говорилось: "Все это ненастоящее, обман людей". Хотя потом, уже на собственном примере я убедилась, что все это не обман, а иконы на самом деле мироточат.
Когда я училась в школе, у нас таких предметов не было. Только с возрастом, в художественном училище, в институте я узнавала, что есть разные религии. Я очень долго не могла разобраться, чем ислам или католицизм отличаются от православия. Для меня все это было "темным лесом", потому что нигде не было никакой информации. А теперь все открыто, доступно, тем более это преподается в школе, что, конечно, очень хорошо. Ребенок будет развиваться и знать. Благодаря этому предмету ребенок будет лучше понимать людей, которые несут другую религию.
Учебник жизни
Занятия проходят по учебнику "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика" авторов Р. Н. Бунеева, Д. Д. Данилова и И. И. Кремлевой. Книга состоит из трех глав. В первой, "Как отличить добро от зла", рассматривается, что такое добро и зло, честь и достоинство, счастье и смысл жизни. Вторая, "Каковы истоки и правила морали?", повествует о ценностях рода и семьи, описывает образцы культуры разных народов, объясняет различия между взглядом светским и религиозным. Последняя глава – "Какие правила морали особенно важны в школе?".
Когда ждать результат?
"Основы религиозных культур и светской этики", как и любой учебный предмет, дает школьникам новые знания. Дети начинают понимать ранее незнакомые определения, учитель на уроке рассказывает, как правильно себя вести. Но учебный предмет – одно из многих звеньев в воспитании. Он не даст результата, если в обычной жизни, в семье школьник будет видеть плохие примеры. Скажем, не редкость семьи, где отец позволяет себе поднимать руку на мать. По общепринятым нормам это просто дикость, но ведь для маленького человека все, что ни делал бы папа – верно. Неизвестно, какой модели поведения ребенок будет придерживаться в дальнейшем. Поэтому родительские уроки бесценны.
Насколько оправданы надежды, возложенные на ОРКСЭ, пока сказать нельзя. Ведь это не математика, где успешное усвоение знаний легко проверить уже на следующем уроке. Как удостовериться, что ребенок понимает, что он "сеет" сейчас и что "пожнет" в будущем?
Друзья! Если ваши дети или дети ваших друзей, сослуживцев, соседей изучают какой-либо из модулей ОРКСЭ, поделитесь впечатлениями: совпадает ли суть обучения с вашими ожиданиями, как усваивают дети материал, интересен ли им предмет? Ждем ваших отзывов.
Ксения Ширяева
Самое важное - в нашем Telegram-канале