"Как вы могли поверить в то, что в школе будет изучаться три предмета – Россия в мире, ОБЖ и физкультура? Получается, нам надо всей страной пить сильнейшие антидепрессанты, потому что мы считаем: у нас руководство не просто глупое, а отмороженные идиоты. Но это не так", – полагает Исаак Фрумин,научный руководитель Института развития образования Высшей школы экономики.
Свой взгляд на реформы он высказал на заседании Клуба региональной журналистики в Москве.
Учат обманывать
Отделить оценку качества продукции от производителя – в этом и есть суть единого госэкзамена. Для чего, если помните, детей заставляли писать выпускную работу одинаковыми ручками? Да чтобы учитель мог в них что-то подправить.
– А что было с медалистами? Директор школы звал их в кабинет, и они переписывали начисто свои работы, – вспоминает Исаак Фрумин.
Те, кто настоял на введении независимой оценки полученных в школе знаний, взяли опыт других стран: национальное тестирование. Казалось бы, новшество внедряли как надо: изучали, как оно работает в отдельных регионах, и только потом ввели повсеместно. А что получили? Общая тональность многих СМИ: "Это сумасшедшая выдумка дурацких реформаторов". Цвет учительства говорит – ЕГЭ ему не мешает, его ученики читают "Войну и мир", но… он не нужен.
– То, что студенты нашего лучшего вуза сдавали экзамены за абитуриентов за деньги, что учителя начинают массово учить детей обманывать государство, это очень тревожно, – говорит Фрумин. – Но при чем здесь форма ЕГЭ?
Умники из Минрегиона
Новая система далека от идеала, признает эксперт. У нас плохие экзамены по литературе и английскому. Экзамен по обществознанию – вообще национальный позор. И все же это лучше, чем коррупция при приеме в вузы. До 20% студентов поступали в вузы "по договоренности с ректором".
– В Чувашии, где ЕГЭ сдают уже девять лет, доля детей из села, поступающих в столичные вузы, увеличилась в два раза, – поясняет Фрумин. – Эти дети теперь имеют те же возможности, что и дети из столичных семей. Кстати, в Москве уровень неприятия единого госэкзамена самый высокий.
Свои "три копейки" в восприятие этого экзамена, между прочим, внесли и чиновники.
– Какие-то умники из Минрегиона сделали результаты ЕГЭ одним из индикаторов работы губернаторов. Такие экзамены сами по себе являются высокой ставкой. Но когда это еще и ставка для губернатора и он начинает оценивать школы по результатам ЕГЭ, не приходится удивляться, почему идет массовое мошенничество и очковтирательство, – говорит Фрумин.
План по заработкам
Второй "пункт" реформы – закон № 83, хлестко названный "законом о коммерциализации образования". Однако ни о какой платности школьного образования речь идти не может: если в регионе не хватает денег на финансирование по стандарту, он получит субсидию. Ведь стандарт – это обязательство государства. "Правда ли, что нам сейчас спустят планы на заработки?" – часто спрашивают учителя.
– Школы не заставят зарабатывать. Им дадут возможность прозрачно использовать дополнительные ресурсы, – объясняет эксперт.
Он ссылается на международные исследования, которые показывают: чем выше автономия школы, тем выше результаты.
– Я стал директором школы в золотое время – в 1989 году, – продолжает Исаак Фрумин. – Тогдашний губернатор Красноярского края сказал: "Поскольку мы не можем дать вам денег, мы вам дадим свободу". И десять школ получили свою бухгалтерию. Через два года в этих школах были самые высокие результаты обучения, в эти школы стали приходить на работу мужчины.
Готовность мухлевать
Еще одно опасение – недобросовестность директоров. В Калининграде родители платят за повышение квалификации учителей по 400 рэ в месяц. Где-то требуют вступительный взнос, где-то грозятся брать деньги за английский.
– Но это незаконно. Когда человек получает автономию, он может ее использовать как хорошо, так и плохо. Готовность мухлевать – не системная проблема, это проблема качества директоров, – продолжает эксперт.– Из 60 тысяч директоров школ, по моим оценкам, 10 тысяч – очень толковые, еще 30 тысяч – нормальные. А тысяч пять никуда не годятся.
Может ли случиться, что директор назначит себе зарплату в 50 тысяч, а учителям – копейки? Такой исход дела возможен, но и с ним можно бороться: через применение стандартов прозрачности и общественное управление в школах. Там, где это есть, таких историй не возникает, говорит Фрумин.
Во что действительно нужно вложить деньги, так это в зарплату учителей, уверен эксперт. Кстати, на днях в Высшей школе экономики подготовили третью версию Закона "Об образовании" – повышение зарплат педагогам до уровня средней по региону в нем гарантируется. Законопроект, возможно, уйдет в Госдуму осенью.
Евгений Ясин,
научный руководитель Высшей школы экономики (Москва):
Второй момент реформы образования предполагал принцип "деньги идут за учеником". Если ученик получил энное количество баллов, то он получает пропорциональное количество денег, которые приносит в вуз. Это называлось "образовательный ваучер". От этого должны были выиграть вузы, которые предлагают более качественное образование. Туда идет больше абитуриентов. А те вузы, которые не могут собрать денег, закрываются или сокращают количество услуг, число студентов, учат тому, чему умеют, и выживают.
Это способы рыночные, они предполагают конкуренцию. Однако когда министром стал Фурсенко, он посчитал это слишком крутым поворотом и предложил подушевое финансирование. Составляется обычная смета на тех студентов, которые поступили, и вузы получают деньги независимо от того, сколько баллов набрали абитуриенты на ЕГЭ. И идея "образовательных ваучеров" умерла, а господин Фурсенко вынужден закрывать вузы в административном порядке.
Справка
Профессор Исаак Фрумин – соруководитель экспертной группы "Новая школа" для подготовки предложений по программе социально-экономического развития России до 2020года.
Самое важное - в нашем Telegram-канале