Наши отличия в том, что мы…
Алтайский краевой педагогический лицей-интернат (АКПЛ) – образовательное учреждение, которое готовит учеников по разным профессиональным направлениям, в том числе педагогическому, медицинскому, техническому и военно-спортивному. Здесь преподаватели вузов ведут профильные дисциплины, а учащиеся с первого дня окунаются в академическую атмосферу.
Лицей также носит статус интерната, принимая учеников со всего края и обеспечивая им комфортные условия – шестиразовое питание и проживание в комнатах по 3-4 человека. Разумеется, на бюджетной основе.
«Наши ученики работают с преподавателями вузов, с настоящими профессионалами. Профессорско-преподавательский состав ведет профильные предметы, поэтому планка задается сразу высокая», - говорит Светлана.
Так, например, медицинский вуз курирует недавно открывшийся химико-биологический класс. Его профессора ведут занятия по химии и биологии, а также проводят специальные элективные курсы, которые помогают детям определиться с выбором будущей профессии.
Также у лицея налажены контакты с политехом по направлению «физика-информатика», классическим университетом и его факультетом истории и международных отношений, с педагогическим вузом. Они курируют разные классы и направления: иностранные языки, историю, филологию.

Урок истории
Лицей возник в 1991 году при педагогическом институте. Тогда преподаватели заметили, что сельские абитуриенты, несмотря на мотивацию, не проходили по конкурсу и вынужденно шли в другие учебные заведения. Так появилась идея классов, в которых готовили специально к поступлению в университет. Со временем лицей расширился и сегодня сотрудничает с ведущими вузами края.
«Мы начинали с подготовки будущих педагогов, но со временем открыли новые направления – медицинское, техническое и другие, чтобы дать детям больше возможностей для самоопределения», – вспоминает директор.
Тогда, работая с абитуриентами, Владимир Былков, ответственный секретарь приемной комиссии, и Михаил Демин, декан исторического факультета, заметили, что многие мечтают стать учителями, но не обладают необходимыми знаниями. В основном это были дети из сельской местности, которые не могли конкурировать с городскими, имеющими больше возможностей для получения качественного образования.
Приняли решение создать в одном из общежитий педагогического университета классы, похожие на факультеты: исторические, математические и другие. Преподаватели вуза в течение двух лет работали с детьми, ориентируя их на профессию учителя и передавая им высокий уровень предметных знаний.
К середине июня выпускные экзамены приравнивались к вступительным. И почти 95% выпускников становились студентами педагогического института, разных его факультетов.
«С тех пор прошло много времени, менялось законодательство, но мы продолжаем готовить будущих учителей, хоть большинство выбирает другие направления», — говорит Светлана Романенко.

За оценки отвечаем
В АКПЛ, хоть лицей и педагогический, нет жесткой привязки к профессии учителя – ученики сами выбирают один из многих профилей и при желании легко переходят от одного к другому. Преподают специалисты из вузов, а воспитательный процесс направлен на формирование навыков работы в команде и развитие самоорганизации:
«Мы не просто учим по программе. Считаем важным развивать в детях навык работы в коллективе, становиться лучше изо дня в день. Без этого невозможно быть успешным».
Занятия одной только подготовкой к ЕГЭ могут привести к проблемам в случае изменений экзамена. Дети растеряются, если составители внесут в банк заданий поправки.
«Мы предлагаем детям программу, которая утверждена в нашей стране на законодательном уровне. Никогда не говорим, что одни предметы главные, а другие второстепенные, — говорит Светлана Романенко. — Мы выдаем аттестат государственного образца. За каждый предмет и его содержание несем ответственность, потому что государство уполномочило нас оценивать знания дисциплин. Если что-то пойдет не так, с нас спросят».
По словам Светланы Романенко, многие ученики считают, например, физкультуру ненужным предметом, говорят, что любят только математику или русский язык:
«Но не получится хорошо сдать математику, если не готов физически сидеть четыре часа над книгами и тетрадями. Нельзя отделить духовное от физического, потому что ум и тело должны быть в гармонии. Если ребенок бесконечно прогуливает физкультуру и видит только гаджеты, да хоть и учебники, это может негативно сказаться на его здоровье и самочувствии».

А что кроме учебников?
Светлана Романенко - сама мать взрослого сына, и она считает, что все дети не то что могут, но даже обязаны немного хулиганить, чтобы быть счастливыми. А мальчики и вовсе должны хотя бы разок подраться.
Она говорит, что в детях и подростках надо поддерживать интерес не только к учебе, но и более простым вещам – играм, шуткам, иногда даже мелким пакостям. Потому что без этого ребенок просто превратится в безжизненного робота и проживет не лучшую жизнь:
«Мы, родители, вместе с ребенком или по отдельности, отнимаем у него часть детства. Ведь игры с машинками и куклами, прятки и казаки-разбойники должны быть в свое время. И если что-то упустить, не факт, что без этого кусочка пазла получится цельная картина».
В АКПЛ, как говорит директор, стараются поддерживать в учениках интерес к музыке, живописи, спорту. Мотивируют записываться в секции дополнительного образования как в самом лицее, так и вне его, проявлять себя как личность и развиваться всесторонне, давать волю эмоциям и талантам.

Как присоединиться к избранным
Конкурсный отбор в лицее проходит в два этапа: собеседование в марте и учет результатов ОГЭ летом. Поступить могут выпускники 7-х и 9-х классов со всего края.
«Наш лицей – это шанс для детей из малых городов и сел получить сильное образование. Мы создаем условия, чтобы они могли раскрыть свой потенциал», - говорит директор.
В десятые профильные классы набор начинается на мартовских каникулах, после завершения третьей четверти. Ребята проходят собеседование, по результатам которого получают баллы по десятибалльной шкале за каждый предмет. Всего можно набрать 30 баллов.
Чтобы перейти во второй этап, необходимо набрать не менее пяти баллов по профильному предмету. Например, если ученик сдаст математику на четыре балла, то он не сможет пройти во второй тур.
Потом ребята сдают ОГЭ. Баллы по русскому языку и математике суммируют с теми, что получены в первом туре. К баллам, полученным в марте, ребенок может добавить максимум 10 или минимум 6 баллов за русский язык и математику.
«В итоге мы составляем рейтинг, в который попадают первые 20 человек. Других способов пробиться в лицей нет», — говорит Светлана Романенко.

Не просто в Москву
Педагогический лицей – завсегдатай рейтингов 300-500 лучших в стране школ по успешности выпускников. Бывшие лицеисты намного чаще других идут дальше в лучшие университеты Москвы и Петербурга.
Так, два года назад сразу шесть одиннадцатиклассников АКПЛ были приняты в Высшую школу экономики.
Педлицей мотивирует учеников выбирать сразу сердцем и умом: некоторые остаются в Алтайском крае, часть возвращается работать на малую родину после учебы в вузе, а другие поступают в ВШЭ, МФТИ, МГУ и остаются в столице.
«Наша цель – не просто отправить выпускников в Москву или Питер, а помочь им найти свое место, будь оно в Барнауле или другом городе», – говорит Светлана Романенко. Она часто слышит от бывших учеников, что в современном мире можно работать удаленно в любой компании, а жить где родился:
«Ребята вернулись в Барнаул, работают удаленно в больших статусных компаниях, но находятся рядом с родителями и друзьями, там, где каждая улочка - это их детские воспоминания».

Самое важное - в нашем Telegram-канале