После уроков
Уже в 2010 году почти в каждом районе края появились пионеры новых стандартов начального образования. На их пример теперь опираются все остальные. Сегодня в районах разобрались с методическими, технологическими и нормативно-правовыми вопросами, но этим проблемы не исчерпываются. Например, организация внеурочной деятельности в селе по-прежнему требует доработки.
Наталья Савина,
главный специалист комитета по образованию Поспелихинского района:
Чем меньше школа, тем меньше у нее возможностей организовать внеклассную работу. Нам пока удается использовать только два часа в неделю. Кружками злоупотреблять нельзя, педагогов не хватает… Выход нашли с помощью Центра детского творчества. Педагоги центра приходят в группу продленного дня, забирают детей и проводят
с ними занятия. С нового учебного года договор о подобном сотрудничестве сможет заключить любая школа района. Согласны работать с детьми после уроков и учителя, в этом году они занимались разработкой проектов, участвовали во всевозможных конкурсах, ездили с одаренными учениками на форумы. Но вот вопрос: кто обеспечит им прибавку к зарплате за дополнительную нагрузку? Не станет ли нормой то, что наши классные руководители, которые и без того загружены, будут работать исключительно за идею?
Общий интерес
Принципы новых стандартов строятся на том, что ученик в школе – ключевая фигура. При зачислении ребенка заключается трехсторонний договор: родители – школа – учредитель. Мамы и папы, соответственно, должны принимать максимально активное участие в образовательном процессе. Готовы ли они к этому?
Елена Цыцорина,
главный специалист комитета по образованию Родинского района:
Во всех пилотных школах перед началом учебного года мы с помощью анкетирования родителей выясняли, как они относятся к новым стандартам. Около 30% оценили их негативно. Высказывались главным образом против внеурочной деятельности, объясняя свою позицию тем, что ребенок будет перегружен, что в зимнее время возникнет проблема позднего возвращения домой и т. д. Наши педагоги не стали спорить, предложили ходить на занятия добровольно и весь спектр дополнительных услуг сосредоточили в школе. Были задействованы не только учителя начальных классов, но и предметники. Так в течение полугода мы выдавали положенную десятичасовую нагрузку по внеклассной работе. После на общих родительских собраниях показывали родителям результаты их детей. Недавно провели повторное тестирование: теперь всего 12% не принимают стандарты. В анкетах родители указали, что заметили, как их чада мобилизовались, стали проявлять ответственность и активность в учебе.
Но есть другая проблема, касающаяся в основном малокомплектных школ: молодые семьи, живущие в отдаленных селах, сегодня не очень-то заинтересованы в том, чтобы их дети получали обширные знания. Многих вопросы образования вообще не волнуют. Так что все творческие задачи, которые должны выполнять родители, в глубинке автоматически ложатся на плечи учителей.
Ищем пути
Наталья Калашникова,
проректор АКИПКРО:
В ходе реформ мы должны получить качественно новые результаты процесса образования. Есть множество затруднений, но мы ищем пути их решения. Приятно, что руководители образования на местах не просто ждут помощи, но и сами что-то предпринимают. Школы и муниципальные системы образования становятся более открытыми, не только заявляя о достижениях, но и делясь неудачным опытом. Конечно, условия для реализации новых образовательных стандартов в сельских школах довольно сжатые, но все-таки больше половины наших пилотных проектов сумели организовать внеурочную деятельность. Правда, по-разному: в одних школах час, в других – все десять. Более 60% решили проблему второго горячего питания.
Так или иначе на новые образовательные стандарты в 2011 году перейдет вся начальная ступень.
Наталья Калашникова,
проректор АКИПКРО по инновациям и инвестициям:
Все сельские школы в этом году получат новую мебель. Средства из федерального бюджета поступят в ближайшее время, краевое управление по образованию сейчас планирует, как рациональнее их использовать. Разрабатывается положение о конкурсе образовательных программ малокомплектных школ: наиболее подготовленные могут выиграть интерактивные доски.
Самое важное - в нашем Telegram-канале