Весной слухи о школьной форме внесли суматоху в учебные заведения и швейные компании края. Некоторые школы не дождались четких указаний сверху и срочно собрали с родителей деньги на комплекты одежды из другого региона. Другие заявили, что местные предприятия отказались выполнять их заказ. Швейные компании жаловались, что к ним не обращались или обратились, но не вовремя...
Кончилось все тем, что только в 18% средних общеобразовательных учреждений Алтайского края в этом году выбрали форму. Другие предпочли просто обозначить необходимость официально-делового стиля в облике учеников. При этом и форма подразумевает лишь какие-то ее части. Чаще всего это жилет — символ компромисса между теми, кто за унификацию, и теми, кто против.
Галина Чернега,
директор школы №54:
У нас скорее не форма, а элементы формы: темно-синие жилеты с логотипом школы и серые футболки для уроков физкультуры. Некоторые родители для холодного времени года еще заказывала кофты, это по желанию. Заказ отдали "Алтайскому трикотажу". Решение принял родительский комитет. И я считаю, это правильное решение. Потому что сразу полный комплект формы — очень дорого, а жилет стоит 900 рублей. Я ведь знаю социальный уровень родителей наших детей. Мы совместно вывели что-то среднее, что может потянуть среднестатистическая семья. При этом даже такое нововведение дисциплинирует, вносит идентичность в вид школы. Так что этот шаг — начало чего-то хорошего.
Некоторые заведения из этих 18% к жилету добавляли юбку или брюки. Однако эксперты полагают, что так, по одному предмету одежды и по одной школе, через пару лет полная форма все же будет введена, хотя ее параметры и останутся на усмотрение школ.
Технические трудности
То, что форма пока не стала "массовой" и родители не понесли часть гипотетических 36 млрд рублей алтайским производителям, для последних скорее спасение. В этом году они не смогли бы выполнить такой масштабный заказ. Предприятия, которые занимаются пошивом школьной одежды, отмечают, что по сравнению с прошлым годом количество таких заказов выросло в несколько раз. И с ними производительность многих достигла предела.
Владимир Полежаев,
директор компании "Интерлок":
Мы стали выполнять заказы на форму одними из первых в городе еще несколько лет назад. С прошлого года количество таких заказов увеличилось раза в два, но больше мы уже не можем. Раньше мы вязали начиная с лета, теперь почти круглый год вязальное оборудование занято жилетами для школьной формы. В этом году должны поставить примерно пять тысяч таких в разные школы края.
Маргарита Кропотина,
директор швейной фабрики "Авангард-плюс":
Мы бы могли одеть около двух тысяч ребят, мы представляли свои модели вместе с другими швейными компаниями: у нас в комплект за 1,9 тысячи рублей входили брюки, юбка, жилет, блуза. Под большие объемы у нас пока нет людей: площади есть, а рабочих нет. Надо еще 60 человек, где их взять?
Предприятие "Алтайский трикотаж", одно из заметных в отрасли в крае, получило заказ на пять тысяч комплектов — ровно в пять раз больше по сравнению с прошлым годом.
Елена Завьялова,
директор "Алтайского трикотажа":
Надеемся, на тот год эта цифра вырастет еще в несколько раз. Тогда мы бы приобрели более современное оборудование и смогли делать более презентабельные вещи. Пока у нас перевооружение шло на основной ассортимент: хлопковые и синтетические изделия. Но мы можем изготавливать до десяти тысяч изделий школьного ассортимента в месяц.
Если бы компания работала круглый год на такие заказы, то обеспечила бы формой половину из 245 тысяч алтайских школьников. Другую половину теоретически мог бы взять на себя "Меланжист Алтая". Об этом сообщила директор отдела сбыта предприятия Марина Митрофанова. "Мы могли бы выпускать не меньше 10 тысяч комплектов для детского ассортимента в месяц", — говорит она. Пока предприятие, по словам Митрофановой, останавливает то, что закон обозначил только палитру цветов для формы и еще не определил, из какой ткани ее можно шить: состав, вес, содержание хлопкового волокна и прочие параметры не регламентированы. Да и в принципе детским направлением "Меланжист" пока не занимается.
С ним предпочитают не связываться и другие представители отрасли. Школьная форма у многих занимает не более 10–20% заказов, другие детские вещи почти не производят. Чтобы заняться этим официально, нужно иметь дополнительную лицензию.
"Надо получить сертификат соответствия через Роспотребнадзор. Ведь возможное содержание синтетики для детской одежды и другие ее параметры строго оговорены СанПиНами, — говорит Маргарита Кропоткина. — Достать подходящую ткань у нас в стране — проблема. И официально работать по детскому направлению без сертификата нельзя. Поэтому мы, производственники, боимся этим заниматься". Механизм такой сертификации в крае, по словам производственников, пока не отлажен.
Конкурент прежний
Специализированные торговые сети констатируют, что местные производители пока не смогли отбить у них клиентов.
Антонина Савва,
руководитель магазина "Детский мир" в Барнауле:
Мы опасались, что покупателей будет меньше, что все начнут шить на заказ, но нет, спрос в норме. Правда, все спрашивают одежду определенных цветов.
Жанна Бойко,
директор барнаульского магазина "Гулливер":
Школьную одежду спрашивают раза в три чаще по сравнению с прошлым годом. У нас были и коллективные заказы, но не от школ, а от некоторых классов. Костюм для мальчика, например, у нас стоит 4 870 рублей, как стоил и в прошлом году. За количество от 12 единиц предоставляли скидку 20%.
В этом году на барнаульском рынке также появилась и новосибирская компания "САММ", которая оперативно перехватила заказ от нескольких школ у алтайских производителей. По словам последних, пока они в течение весны пытались понять, что все же будет с формой и надо ли предлагать свои услуги, представители "САММ" сразу вышли на школы.
Инна Борисенко,
директор школы №132:
Мы заказали там партию жилетов. Родители выбрали фирму сами, потому что наши компании как-то поздно начали обо всем этом думать. Зимой же компании, которые мы обзванивали, не брались за наш заказ.
Марина Белкина,
менеджер "САММ" в Барнауле:
Мы на рынке уже пять лет, у нас одевается более 150 школ по городам, с которыми мы сотрудничаем (Новосибирск, Красноярск, Томск, Кемерово, Новокузнецк, Мариинск, Барнаул, Рубцовск). Производственные мощности находятся в Новосибирске, сырье заказываем в Китае.
По словам местных участников отрасли, о таком производстве в Новосибирске они не знают. Те эксперты, кто видел готовую форму "новосибирцев", уверены, что сшита она в Китае. И не исключают, что в будущем, когда стандарты школьной одежды станут четче, эта страна снова перетянет одеяло у региональных предприятий, но в уже более серьезных масштабах.
Факт
96,7% составил индекс промышленного производства текстильных и швейных предприятий в крае за январь – июнь 2013 года
230 предприятий Алтайского края работают в текстильном и швейном производстве, 211 из них — малые предприятия
40% текстильного и швейного производства в крае превышает доля комбината "Меланжист Алтая"
13,7 млн рублей составил объем производства компании "Алтайский трикотаж" в первом полугодии 2013 года
48,5% составил рост объема производства "Рубцовской швейной фабрики" за январь – июнь 2013 года (по сравнению с аналогичным периодом 2012 года)
39,5% составило сокращение объема производства "Бийской льняной компании" в первом полугодии 2013 года (по сравнению с первым полугодием 2012 года)
Опрос. А вы уже купили форму?
Елена Клюшникова,
депутат АКЗС:
Купили. Нас, родителей, как-то мигом организовали весной. Собрали примерно по три тысячи рублей, форму вроде брали где-то в Новосибирске. Собрали родителей, предъявили образцы той фирмы и озвучили сумму. Мы ничего не выбирали. Нам сказали: берем четыре предмета одежды в комплекте, желающие могут докупить блузки. Форму уже получили. Тоненькое оно все какое-то, трикотажное, несерьезное... Как ребенок будет зимой в этом ходить, не знаю. Так что восторга по поводу идеи формы и ее воплощения у меня нет. Сейчас дочь приедет из деревни, мы, наверное, примерим, ужаснемся и будем носить.
Павел Тулин,
директор компании "Старые традиции":
Моя дочь ходит в частную школу "Сузуки". Не уверен, что там ввели форму: школа скорее за самоидентификацию ребенка. Но точно не знаю, такими вопросами занимается жена. Некая унификация в школах необходима, потому что достаток у разных родителей разный. Но хотелось бы, конечно, чтобы форма была по крайней мере привлекательна для детей. Я помню, что для меня в детстве школьная форма была пыткой — о ней у меня воспоминание, как о повинности.
Людмила Иванова,
директор турфирмы "Пятница":
Нет, не купили: у нас в гимназии №42 нет формы, но есть дресс-код — "белый верх, черный низ", только классический стиль в одежде. Так что для нас особо ничего не поменялось. Добавились только отличительные значки гимназии. Сама идея с формой хорошая, на мой взгляд. Но сейчас это не очень хорошо реализуется. У меня знакомая заказывала ребенку форму весной, а за лето ребенок сильно вырос, и форма за 3,5 тысячи рублей ему коротка.
Марина Ракина,
эксперт компании "Проспект недвижимость":
Школьную одежду еще не купили. У нас с первого класса в 69-й школе введена форма. Тогда мы просто закупали одинаковую ткань и шили кто где хотел. Потом стали покупать одежду делового стиля, в которой значение имеет только цвет и строгий крой. Теперь еще школьные эмблемы приклеивают на пиджаки. К повсеместному движению в этом направлении отношусь положительно. Детям стоит привыкать к дресс-коду. Другое дело, что у нас нет таких швейных фабрик, как раньше.
Самое важное - в нашем Telegram-канале