Вывод № 1: школьники и учителя стали более подготовлены к ЕГЭ
– Я думаю, это связано с двумя факторами. Во-первых, последние четыре-пять лет почти не меняется структура экзамена и школьники могут использовать все предыдущие варианты пособий и КИМов для подготовки. Во-вторых, учителя наконец выработали грамотную стратегию подготовки и научились оперативно реагировать на изменения в требованиях. Раньше случалось, что педагоги не знали новых критериев, натаскивали выпускников в соответствии с прошлогодними и позапрошлогодними требованиями. Были случаи, когда дети приезжали на апелляцию со словами: "А меня так в школе учили. Посмотрите тетрадь". Сейчас такого почти не происходит.
Кроме того, учителя стали более заинтересованны в высоком результате, ведь баллы выпускника на ЕГЭ отражаются и на их зарплате. Это особенно заметно по сельским школам. Если несколько лет назад больше 80–90 баллов получали в основном школьники из Барнаула, то сейчас и выпускники из районов пишут работы на 90–95 баллов.
Благодаря всему вышеперечисленному алтайские школьники с каждым годом сдают ЕГЭ по русскому языку и литературе всё лучше. В этом году средний балл по этим предметам вновь увеличился.
Вывод № 2: ЕГЭ снижает общий уровень образованности школьников
– Я считаю, что главная проблема ЕГЭ в том, что экзамен слишком унифицирован и поэтому не позволяет проверить реальный уровень грамотности ребёнка. Да, мы научились сдавать экзамен, поняли, что есть ряд критериев, и, если им следовать, получим высокий результат. При этом школьник может безграмотно писать и даже слабо говорить, но тест сдаст! Сдаст, потому что его учат тестовым приёмам, допустим, искать ответ методом исключения. Мне кажется, всё это уводит наше общество всё дальше от людей, хорошо говорящих и свободно пишущих на своём родном языке.
В чём заключается неправильный подход к школьникам с этим ЕГЭ? Их уже с 9-го класса ориентируют, что есть предметы обязательные, а есть вообще никакие. Школьник с родителями думают, что, допустим, у него блестящие гуманитарные способности, и решают, что химию, физику и биологию уже точно учить не будут. Берут три обязательных предмета, четвёртый на всякий случай, а остальные для них необязательны, там лишь бы не два. Я знаю, что многие учителя преподают и время от времени напоминают: "Вам это не надо, сидите молча. Я говорю для тех пяти – семи человек в классе, которым нужна биология (физика и т. д.)".
У нас сейчас даже в правительстве идут разговоры о том, что уже в школе предметы будут разделены на обязательные – бесплатные и дополнительные, за которые родителям придётся платить. К чему это приведёт? К тому, что многие семьи, не имея финансовой возможности выбирать платные дисциплины, ограничат себя и своего ребёнка бесплатным уровнем. Это тоже ведёт к искусственному сужению интересов и знаний.
Я давно сравниваю современный подход к обучению и тот, что существовал в те годы, когда я училась, и понимаю, что так, как учили нас, больше не учат. То, что помню я с уроков географии и биологии, не знают мои дети, хотя учились, судя по аттестатам, очень неплохо. То, что знаю я по физике и химии, не знают мои студенты.
Каждое новое поколение несёт в себе потенциал, чтобы растить и образовывать следующее поколение. И если каждое поколение будет что-то терять, то через несколько поколений будет неизвестно, останется ли что хранить.
Вывод № 3: ЕГЭ не позволяет продемонстрировать реальный уровень грамотности ребёнка
– Мне бы хотелось, чтобы ЕГЭ всё-таки предполагал некую альтернативность. Нынешний экзамен в силу унификации рассчитан на среднего ученика. Плохо приходится тем, кто имеет блестящие способности или не имеет никаких. Способные ребята пишут, не обращая внимания на рамки, и … теряют баллы. Потому что делают по-своему, а не соблюдая требования "сделай так, так и так". Им приходится объяснять: "Ребята, вы замечательно пишете, но нужно соответствовать требованиям". А они готовы писать более интересно и разнообразно. Страдают и слабые школьники, ведь не все дети полинациональной страны владеют русским языком.
Мне бы хотелось, чтобы, например, часть С, для способных ребят, была в форме сочинения, где они в полной мере покажут свой словарный запас и блестящие знания языка. А ребята послабее могли бы сдавать эту часть в форме изложения. Ведь у нас в школах учатся дети, для которых русский не является родным языком. Им очень нелегко освоить эту сложную грамматическую систему.
И как бы долго она ни целовала мебель…
Ольга Ляпина уже много лет коллекционирует ляпы алтайских выпускников. И в том году её копилка пополнилась новыми "шедеврами". Сохранены авторские орфография и пунктуация.
- Юношеский – варианты: юнешский, юнофшенская, юнижская, юношевый, юнешняя мечта, юношедская, юнешетская, юношейская, унишский, юнышиская, юношевская пора, юнешеская, юнышеская, юношиская, юнешинская, юновшевская, юнушесткая, юношенская, юнешаская, эношесская.
- Восклицательный знак не только значит, что он громкий, он может показать главное, значимое слово в тихом виде.
- Кирилл думает, что можно жить без тире. Но текст М. Москвитиной считает, что без тире нельзя.
- Ныничные подростки ищют, что такое любофь.
- По его словам, он был одет в старый портфель и носил растоптанные валенки.
- Лисица пошла на поиски вкусной еды для голодных лисят. И наткнулась на утку, у которой тоже были не вылупленные детёныши.
- Утка спасла жизнь себе и яйцам.
- Каждая из птиц заранее обговаривает, куда в гнезде положить веточку.
- Знаки предпинания нельзя обойтить.
- Лиса заботится о своих детёнышах, добывает им пищу. Также и кряква заботится о своих бледно-зелёных яйцах, переживает.
- Хорошие примеры можно привести из рассказа "Война и мир".
- Я думаю, что каждый человек должен прочесть хоть немного книг, ведь книги – это единственная связь с предками.
- Чтобы передать то, что хочется, нужен талант художественного глаза.
- Рассказывая нам о красоте в литературе, Бондарев показывает, как его главная мысль пылает огнём.
- На картинках может быть образ моря на вечернем закате солнца, красота русской природы и другие разные зарисовки карикатур.
- Например, повесть Булгакова "Мастер и Маргарита" - хорошо написанный текст, местодействие персонажей вызывает большой интерес к этому рассказу.
- Нам кажется, что лучше купить товар, не зная, что туда добавлено, чем посадить свой и здоровый.
- Может, скоро случится то, о чём мы только мечтали: появится дорога в космос, мы доберёмся до других планет и будем вредить там.
- Факт незнания наук у Митрофана вызван попустическим воспитанием.
- Цветаева склонна объясняться своим именем.
- У Кирсанова очень много накипело на Базарова.
- Родион метался и терзал душу, рождая внутри себя правильный ответ.
- Сонечка собирается замуж за Залужина.
- Но подошло время расставания, и как бы долго она (Раневская. – Прим. ред.) ни целовала мебель, ей пришлось покинуть эти места.
- Раскольников зарекается достать много денег, но на мелкую нереспектабельную работу идти не хочет.
- Для меня образ Раскольникова представляется большим камнем, который никогда не обретёт крылья и не почувствует себя лёгким пёрышком.
- В поэзии Блока используются разные краски. Все три своих тома поэзии он пишет разными чернилами.
- В поступке Раскольникова был хотя бы один смысл: теперь студенты старухе ничего не должны.
- А вот Елизавета случайно оказалась на месте преступления. И, выражаясь научными милицейскими терминами, - сокрытие одного преступления путём совершения другого.
- Самый светлый человек в романе – Соня Мармеладова, хотя профессия у неё неприличная.
- В малом возрасте родители желают детям счастья, ходят с ними в спортзалы, в гимназию и другие спортивные секции.
- Но всё равно я не забуду своего первого учителя, даже если у меня будет хорошая работа и жена.
- Школьные годы пролетели очень быстро, я даже не успел глазами поморгать.
Самое важное - в нашем Telegram-канале