Полмиллиона детей
Начнем с цифр. Алтайская система образования сегодня включает более 500 тыс. детей и молодежи, от дошкольников до студентов, примерно 40 тыс. педагогических работников и более 2 тыс. объектов образования.
В 2024 году расходы консолидированного бюджета на отрасль образования составила почти 30%, сообщила Светлана Говорухина.
По мнению министра, есть три основных фактора, которые сдерживают развитие современного образования в крае. Это
- недостаточное оснащение материально-технической базы школ при высокой потребности;
- наличие аварийных образовательных учреждений — более 10% занимают ветхие здания;
- дефицит педагогических и руководящих кадров.
«Задачи сложные, масштабные, но они вполне выполнимые, когда решаются при поддержке правительства, - подчеркнула министр. - Личная заинтересованность, контроль мероприятий в муниципалитетах, участие в обсуждениях актуальных проблем и совместная выработка решений — все это позволит решать как оперативные задачи, так и задачи на долгосрочную перспективу».
О каждом проблемном вопросе Говорухина рассказала подробно.
В центре образования
Кадровый вопрос особенно волнует жителей Алтайского края. С каждым годом учителей в школах становится меньше, а оставшиеся педагоги вынуждены взваливать на свои плечи дополнительную нагрузку.
За последние три года регион потерял 3% педагогических кадров, следует из доклада министра. На начало учебного года 2024/2025 было открыто 900 вакансий. Закрыть удалось 500 из них - в школы пришли работать выпускники профильных вузов и ссузов.
Оставшиеся 400 ставок перераспределили среди оставшихся педагогов. В среднем алтайский учитель вынужден брать 1,63 ставки, что выше, чем в целом по России (он равен 1,53 ставки). В сельской местности этот показатель равен 1,51, в городах – уже 1,79.
Светлана Говорухина отметила, что причина оттока учителей — не в отсутствии походящих специалистов. Это связано со снижением численности учеников в сельских школах, естественным старением педагогов и недостаточным притоком молодых специалистов. Не хватает основных «предметников», таких как учителей русского языка, математики, литературы и иностранного языка.
При этом министр обратила внимание на закономерность: пока число школьников в сельской местности убывает, городские школы, наоборот, становятся переполнены.
Депутаты во время обсуждения заметили, что заработная плата учителей — 44 тыс. рублей при средней нагрузке в 28 часов - совершенно не соответствует тяжелому педагогическому труду.
«Очевидно, что каждый, кто сегодня собирается идти работать в школу, должен понимать, что ему придется работать за двоих, а то и за троих, чтобы обеспечить свое существование, — сообщил Александр Волобуев, депутат АКЗС от КПРФ. — По официальным данным, учителя получают зарплату, не превышающую 50 тыс. рублей. Отмечу, что данная сумма ниже средней зарплаты по региону, к которой еще в 2012 году призывал стремиться президент РФ».
Волобуев добавил, что в работу учителей входит не только проведение уроков, но и ведение кабинетов, проверка тетрадей, обучение надомников и многое другое. «Соответственно, убирая все надбавки, в сухом остатке проведение уроков – ниже, чем ставка дворника. Кто при таких раскладах может пойти работать в школу?» — заявил депутат.
Светлана Говорухина напомнила, что для привлечения новых потенциальных педагогов в регионе действуют федеральные, краевые и муниципальные программы.
За последние четыре года по программе «Земский учитель» в сельские и поселковые школы привлекли 176 человек. Молодые специалисты получают выплату в 1 млн рублей и обязуются отработать на территории не менее 5 лет. В ближайших планах трудоустроить еще 52 земских учителей до 2027 года.
Помимо этого, некоторые муниципалитеты выплачивают собственные «подъемные» до 250 тыс. рублей. Максимальный размер установлен в Павловском, Залесовском и Краснощековском районах. По 100 тыс. рублей получают педагоги Благовещенского, Завьяловского, Змеиногорского, Целинного, Курьинского и Шелаболихинского районов.
При этом часть муниципалитетов могут предложить лишь самый минимум — до 10-15 тыс. рублей.
Также в 45 муниципалитетах учителям возвращают затраты на аренду жилья. После индексации с 1 января 2025 года размер этой выплаты превысил 37 тыс. рублей в год.
Подобные меры дают свои плоды, отметила Говорухина. Последние три года показатель закрепляемости кадров составил 82,6 %.
«Учитель и педагог — центр образовательного процесса. Очное обучение и взаимодействие с учителем — то, что останется постоянным», — заявила министр.
«Работа предстоит большая»
Второй проблемный вопрос — это состояние образовательных учреждений. Как уже было отмечено выше, более 10% школ обветшало от времени и долгого отсутствия качественного ремонта. Многие объекты вводились в эксплуатацию в 50-70-х годах XX века, отметила министр.
Светлана Говорухина признает, что нынешний темп проведения капитальных ремонтов и строительства не соответствует современным запросам. В 2024 году в министерство поступило 200 заявок на ремонт. Из них к работам приступили в 47 школах. К концу года капитальный ремонт завершили в 31 организации, а на остальных объектах работы продолжаются «в соответствии с заключенными контрактами», заявили в ведомстве.
Всего с 2019 по 2023 год в Алтайском крае полностью или частично отремонтировали порядка 500 школ. До 2027 планируется ремонт еще в 74 зданиях, а также строительство большой школы на 1100 мест в Барнауле. На эти цели уже привлекли 5,3 млрд рублей из федерального бюджета.
Депутаты добавили, что на время ремонта дети вынуждены учиться в приспособленных помещениях (Домах культуры, библиотеках и других), но это не всегда удобно для обучающихся. Например, в селе Шарчино Тюменцевского района дети полтора года учились в здании детсада и бывшей колхозной конторы.
«Дети не должны учиться в приспособленных помещениях, – сказал председатель АКЗС Александр Романенко. – Надо сделать все, чтобы подрастающее поколение училось в комфортных и отвечающих реалиям жизни условиях. Поэтому работа нам предстоит большая».
Цель – сохранить
Не так масштабно кипит, но уверенно булькает работа в детских садах Алтайского края. За последние шесть лет построили 27 детских садов мощностью почти на 6 тыс. мест и два объекта на 140 мест в селе Шахи и в Барнауле в Квартале 2032 на 330 мест. Также учреждения вводятся в микрорайонах с интенсивной жилой застройкой.
За прошедший год отремонтировали 14 зданий. Еще в двух садиках в Волчихинском и Алейском районах проведут капитальный ремонт в 2025 году.
Депутаты спросили, хватает ли при таких мощностях мест для всех малышей? На что Говорухина подтвердила: мест достаточно. К примеру, в Барнауле более 7,5 тысяч свободных мест, в Бийске – более 2 тысяч, 1,1 тысяч – в Рубцовске.
Однако из этого следует, что большая часть детских садов просто пустует из-за недостатка воспитанников. За последние два года более чем на 11 тыс. сократилось число детей в дошкольных учреждениях, сообщает министр. Соответственно поредели и педагогические коллективы — за аналогичный период сотрудников стало меньше на 700 человек
По этой причине ряд детских садов в крае укрупняют и переводят на сокращенный день. А освободившиеся здания приспосабливаются под группы продленного дня, кружки для малышей и школьников и другие нужды.
«Необходимо отметить, что цель — максимально сохранить здания детских садов в системе муниципального образования», - подчеркнула глава минобрнауки.
Цифра
В 2024 году в Алтайском крае проводился капитальный ремонт 63 объектов образования, на которые было выделено 2 млрд рублей, в том числе 1,2 млрд рублей из федерального бюджета.
Самое важное - в нашем Telegram-канале