Геннадий Зюганов: "Список литературы для изучения в российской школе возмутителен по своей сути, унизителен по характеру и абсолютно недопустим".
Открывая пресс-конференцию, лидер КПРФ Г.А. Зюганов обратился к ее участникам:
Главными ценностями в современном мире являются образование и здоровье. У меня в руках доклад, предназначенный только для посвященных, под названием "Образование для России в переходный период". Он был подготовлен еще в ноябре 1994 года Всемирным банком. Этот доклад является программой для реализации образовательной политики в Российской Федерации. В его подготовке участвовали представители 10 стран и наша "пятая колонна", которая за это получила тремя траншами 220 миллионов долларов.
"Мне казалось, - продолжил Геннадий Андреевич, - что это не дойдет до наших школ и наших школьников, но я глубоко ошибся. Открываем первые страницы доклада, где ясно написано, что система профтехобразования, которая у нас была, не нужна. Что рынок все отрегулирует. Результат – почти все профтехобразование бросили под нож, и сегодня самыми дефицитными специалистами являются токари и слесари".
"Здесь написано, - отметил далее лидер КПРФ, - что не нужны инженеры, а нужны бакалавры и магистры. Результат – грамотного инженера сегодня днем с огнем не найдешь. Здесь также написано, что система подготовки педагогических кадров не соответствует новым требованиям, что она готовит людей коллективистского типа, а надо готовить хищников, так называемых "квалифицированных потребителей".
"Министр образования Ливанов недавно провел аудит вузов, - рассказал Г.А. Зюганов. – В России 44 педвуза, 30 из них признаны неэффективными, включая ведущий московский вуз, где работают и учатся 30 тысяч человек. Что это означает? Это означает, что на всю Сибирь, от Урала до Дальнего Востока, остаются только два эффективных педвуза. А у нас уже сейчас в начальной школе 8 из 10 преподавателей – пенсионного или предпенсионного возраста. Но учитель начальных классов – это же вторая мать, и подготовка его – очень сложное дело".
"Я этот доклад вручил Путину, когда он был премьером и отчитывался перед Думой. Я просил его остановить это безумие в нашем народном образовании. Ведь эта программа последовательно, цинично и беспощадно реализовывалась целых восемь лет", - напомнил лидер КПРФ.
"Теперь господин Ливанов принимает новое решение. Опять на американский грант, который выиграл некто Ланин, предложен список литературы для изучения в нашей российской школе. Этот список возмутителен по своей сути, унизителен по характеру и абсолютно недопустим. Потому что нельзя в школе готовить человека, который не понимает, что такое русская классика, что такое русское слово, что такое русская речь, и что такое русский язык", - подчеркнул Г.А. Зюганов.
"Раньше страну держали в единстве слова: "Бог, царь и Отечество", - отметил Геннадий Андреевич. - Но царь не справился со своей задачей. Советская страна держалась единым народно-хозяйственным комплексом, единой партией, общенародной собственностью. Сегодня же держит нас в единстве в основном русский язык. Если его преподавание выхолащивается, а преподавание литературы сводится к "указивкам" людей, которые якобы служат нашей стране, но за иностранные деньги, то вы понимаете, чем это закончится".
"Министерство образование возглавляет не министр, а разрушитель, который, по сути дела, ведет разрушительную, предательскую политику", - подчеркнул лидер КПРФ, сообщает пресс-служба КПРФ.
В ходе пресс-конференции лидер КПРФ Г.А. Зюганов продемонстрировал открытое письмо "В защиту русского классического наследия в российских школах" и предложил всем участникам мероприятия поддержать данное обращение.
Текст открытого письма:
Президенту Российской Федерации В.В. Путину,
Премьер-министру Российской Федерации Д.А. Медведеву,
Министру образования РФ Д.В. Ливанову,
Членам совета Безопасности РФ,
Деятелям культуры,
Учителям-словесникам
Уважаемые соотечественники!
В истории и системе российского образования произошли события, смысл и значение которых можно квалифицировать как реальную угрозу национальной безопасности. Из программы общего полного среднего образования по русскому языку и литературе почти полностью исключены имена и произведения русских классиков, составляющих основу нашей духовности, основу всей русской и советской культуры и цивилизации.
Список этих имен не только для интеллигенции России, воспитанной в духе признания и любви к русской классике, но и для всего просвещенного народа российского, чудовищен. Вслушайтесь в эти имена: Крылов, Радищев, Жуковский, Грибоедов, Гоголь, поэты Пушкинской плеяды: Кольцов, Никитин, А.К. Толстой, Майков, Лесков, Шмелев, советские классики: Белов, Симонов, Исаковский, Рубцов.
Из программы выпали хрестоматийные произведения А.С. Пушкина: "К Чаадаеву", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный", "Евгений Онегин"; М.Ю. Лермонтова: "Родина", "Нет, я не Байрон"....
Очевидно, что авторами и идеологами новой системы гуманитарного образования избран изощренный метод уничтожения не просто принципов национального образования, но удушения самого русского духа нашей культуры. Пушкинское: "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет", лермонтовское: "Но я люблю, за что не знаю сам, ее степей холодное молчание", гоголевская "Шинель" и многое другое - не пустой звук, а корневая основа воспитания нашего народа на протяжении нескольких веков.
С именами "провинившихся", по мнению либералов, русских классиков связано как создание неповторимого народно-поэтического языка, так и образа самого Человека - с его трепетной душой, как у толстовского Платона Каратаева. Всемирной отзывчивостью, как у князя Мышкина Достоевского. Женской чистотой и верностью, как у пушкинской Татьяны Лариной. Неприятием коррупции, как во всем "Ревизоре" у Гоголя. Беззаветным советским патриотизмом, как у Симонова в стихотворении "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины" и многое другое.
По-видимому, именно этот ярко выраженный национальный и острый социальный смысл нашей литературы и претит нынешнему Министерству образования, решившемуся на окончательное удушение русского просвещения. Так осуществляется преступный замысел "изменения менталитета через школу", то есть геноцид народа посредством образовательных реформ.
Ведь именно на этой литературе в России и в Советском Союзе воспитывались поколения людей, образующих, по выражению А.Даллеса, "самый непокорный народ на земле". Да, непокорный, непокоренный, спасавший Шипку и Плевну, Прагу и Варшаву, выстоявший в блокаду Ленинграда и отстоявший Сталинград.
А с каким народом устремится современная Россия в будущее? С каким умственным и нравственным багажом придут сегодня молодые люди в Российскую Армию, школы, медицинские учреждения, космические центры, дипломатические миссии?
Отношение к русскому языку и русской классике - это, в том числе и отношение к русскому народу. Не случайно выпускники чувашских ВУЗов вместе с дипломами получают на память одну из самых современных книг нашего времени - книгу чувашского просветителя Ивана Яковлева "Духовное завещание чувашскому народу" ("Халал"), написанную еще в 1921 году: "чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума, сердца и воли.... Народ этот да будет руководителем и вашего развития: идите за ним и верьте в него. Трудна была жизнь этого народа, много горести и несчастий встретил он на своем долгом и скорбном пути, но он не угасил в себе светочей духа и не утратил понимания своего высокого призвания... Русский народ выстрадал свою правду, и нет сомнения, правдой этой он поделится с вами. Верьте в Россию, любите её, и она будет вам Матерью".
Идеологам и исполнителям "нового образования" следовало бы самим приобщиться и растиражировать этот документ, добавив его к учебной программе, а не укорачивать её до преступного минимума. А может быть чиновников от образования смущает именно это ярко выраженное национальное обстоятельство, которое так пронзительно высказано у Константина Симонова в стихотворении 1941 года: "что русская мать нас на свет родила, что в бой, провожая нас, русская женщина три раза по-русски меня обняла"? Уж слишком очевидно проявлен антирусский след в обращении чиновников с материалом классики.
Русская литература всегда изучалась в неразрывной связи с нашей историей. Взаимопроникая, они дополняли и уточняли друг друга. Таким образом, посягая на русскую литературу, Министерство образования в очередной раз искажает отечественную историю. Из образовательного процесса выпала и великая воспитательная русская критика, без которой невозможно формирование полноценного гуманитарного сознания учащегося.
"Тесня русскую классику, - говорил выдающийся ученый-филолог, член-корреспондент РАН Н.Н. Скатов, - мы лишаем доверенное нам молодое поколение не только прошлого, мы лишаем его будущего".
"Придет ли времечко, - приди, приди желанное! Когда народ не Блюхера и не милорда глупого - Белинского и Гоголя с базара понесет", - мечтал когда-то Некрасов. Сегодня мы переживаем самый позорный этап, когда с книжного базара несут и насильственно внедряют в программное обучение не просто случайные книги, но часто и произведения, пронизанные антипатриотизмом и русофобией.
Мы решительно требуем оградить русскую школу от таких экспериментов, от духовной резервации. Мы можем только приветствовать основные положения программы Президента РФ о патриотическом воспитании граждан России. Мы поддерживаем идею ста приоритетных книг и ста фильмов для нашей молодежи, выдвинутую также Президентом страны. Но мы никогда не согласимся, чтобы одновременно с этими инициативами наших детей в школе делали в буквальном смысле Иванами, не помнящими родства. Кроме родства кровного, у детей есть духовная родословная - это наша великая русская классическая литература.
Мы обращаемся к творческой и научной интеллигенции всей России, ко всему русскому народу, к братским народам Российской Федерации с солидарной просьбой и призывом - защитить наше главное общее богатство - Русское Слово.
Мы должны остаться верными клятве военных лет Анны Ахматовой: "И мы сохраним тебя, русская речь..."
Мы обязаны продолжить миссию нашего национального гения А.С. Пушкина: "Слух обо мне пройдет по всей Руси великой. И назовет меня всяк сущий в ней язык - и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык".
Руки прочь от наших святынь: великого, могучего Русского Языка и Русской Литературы!
Г.А. Зюганов,
председатель ЦК КПРФ,
руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе.
В.С. Никитин,
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками,
Председатель Координационного Совета Всероссийского созидательного движения "Русский Лад".
О.Н. Смолин,
первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию.Л.Г. Баранова-Гонченко,
сопредседатель Союза писателей России.
С.Н. Есин,
писатель, профессор Литературного института имени Горького.
В.Н. Крупин,
писатель, сопредседатель Союза писателей России.
Самое важное - в нашем Telegram-канале