Сила.
Вторая сильная сторона - курс на открытость края к инвесторам, в том числе из других регионов. "Очень важно, если в край будут приходить крупные структуры, которые привыкли к долгосрочным инвестициям", - говорит Иван Шефер, депутат Барнаульской гордумы.
Еще один сильный ход губернатора - отказ от политики преференций "любимым" компаниям. "Государство не должно вкладывать ресурсы - ни финансовые, ни административные - в поддержку конкретных бизнес-проектов, иначе нарушаются условия конкуренции", - говорит Андрей Макулов.
Слабость. В то же время одна из слабых сторон - неясно сформулированная экономическая стратегия (несмотря на большое количество документов на этот счет), о чем говорит часть экспертов. Нет стратегии, в которой было бы четко сказано, какие проекты мы будем реализовывать, каким мы видим край через 15-20 лет, какие ресурсы должны задействовать, считают двое из опрошенных нами руководителей. Зернопереработчики на встрече с губернатором 1 августа говорили также об отсутствии аграрной политики, нет подхода к ключевым проблемам АПК - собственности и эффективности.
Есть претензии и к тем методам, которыми администрация пытается решить некоторые проблемы. "Многие экономические проблемы администрация пытается решить усилиями чиновников, а это не всегда возможно", - говорит Шефер. По мнению ряда специалистов, уровень подготовки рядовых работников администрации не соответствует задачам динамичного развития.
Опасности. Какие опасности ждут край, если стратегия так и не будет ясно сформулирована? "Трагедии не предвидится, в мире есть немало регионов, являющихся депрессивными, - считает Андрей Макулов. - Прорыв возможен, но не за счет сельского хозяйства и туризма, а за счет крупных наукоемких проектов. Но для этого нужна личность, способная организовать такой проект". Топтание на месте в аграрной сфере, по мнению других экспертов, может привести сельское хозяйство к кризису.
Перспективы. В край пришли дополнительные ресурсы - бюджетные и небюджетные. Насколько бы ни были причастны к этому члены новой администрации, это позитивно скажется на уровне жизни, поможет разогреть многие рынки и, стало быть, привлечет инвесторов. "Заслуга губернатора, может быть, еще и в том, что он внятно сказал: "Если хотите чего-то добиться, делайте для этого что-то сами, не ждите помощи сверху, - говорит один из экспертов. - Кто-то должен был это сказать".
"За" и "против"
Команда
"За"
Губернатор формировал свою команду вдумчиво, не спеша и, как говорится, коней на переправе не меняет: она работает в том же составе, в каком работала около года тому назад. Он набрал людей с большим опытом руководящей работы, несколько человек имеют ученые степени. Есть надежда, что такая команда справится с задачей модернизации экономики и общества.
"Против"
Губернатор, набирая команду, похоже, изначально руководствовался принципом "и нашим, и вашим", собрав представителей наиболее влиятельных в регионе групп: левые (первый зам Борис Ларин), бизнесмены (Сергей Локтев), человек "от полпреда" (Яков Ишутин). Плюс чиновники от администрации Барнаула (Николай Черепанов), "от села" (Борис Неудахин) и на третьих ролях - люди "суриковского призыва" (Cергей Химочка).
На первый взгляд, это действительно команда опытных управленцев. На деле все чаще идут разговоры о том, что "команда повисла у губернатора на плечах", а он "все решает сам". Либо команде своей не доверяет, либо просто не умеет делегировать полномочия. Так можно и надорваться.
Информационная политика
"За"
Администрация края стала гораздо более открытой к СМИ, чем прежняя. Губернатор и сам часто выступает в СМИ, рассказывая о том, что делает и планирует делать. Важно, что он старается внушить жителям края оптимистический взгляд на жизнь, подталкивает их к тому, чтобы они сами искали выход. А там, где необходимо вмешательство власти, дает распоряжения своим подчиненным. Для инвесторов это хороший знак: они идут туда, где власть стабильна и нет политических рисков.
"Против"
Бригада, занимающаяся "информационным освещением" Карлина нынче, конечно, не позволяет себе фантастики вроде фантомных встреч главы региона в администрации президента, которые случались при прежней администрации. Но все равно: качество пропаганды таково, что губернатора в прокуроре меньше не становится и прокурор все чаще дает о себе знать. И слова напутствий в адрес предпринимателей, подчиненных и просто жителей края все чаще у Карлина похожи на представления из надзорного ведомства. Но, возможно, дело не в нем, а в людях, строящих эту "информационную политику".
Газификация
"За"
Всего за год губернатор добился того, чего не могли добиться все предыдущие главы администрации. Во-первых, "Газпром" взял полностью на себя строительство магистрального газопровода и разводящих сетей. Во-вторых, глава апривел в край крупного инвестора, который будет газифицировать Белокуриху. Но и районам края, которые будут газифицироваться более высокими темпами, чем раньше, дан шанс стать интереснее для бизнеса, а их жителям - сэкономить на "коммуналке".
"Против"
Дело хорошее. Хотя еще весной один из топ-менеджеров "Газпрома", Рязанов, заявил, что газ совсем скоро перестанет быть самым дешевым топливом. И, похоже, цены на него поднимутся еще до окончания газификации Алтая. Но дело еще и в том, что нынешние мероприятия по газификации похожи скорее на подарок Карлину от предшественников: переговоры с "Газпромом" вел еще Суриков, а при Евдокимове глава этой корпорации Миллер даже приезжал в Барнаул и обещал помочь построить спортплощадки.
Работа с "федералами"
"За"
Край участвует в различных федеральных целевых программах, в инвестиционных конкурсах правительства. В бюджет края удалось привлечь в этом году дополнительно почти 900 млн. рублей из федерального бюджета. Подписан уникальный договор с агентством "Росавиакосмос", компенсационные выплаты в бюджеты районов-территорий падения отделяющихся частей ракет увеличились в несколько раз. Недавно конкурсная комиссия Минэкономразвития поддержала проект создания бизнес-инкубатора, что даст 23,3 млн. рублей из федерального бюджета.
"Против"
Опять же - многое досталось "в наследство" от предшественников: за Бийск-наукоград бились несколько лет, про бизнес-инкубатор много разговоров, но пока все на уровне обещаний. И если получение денег из центра зависит от наличия у главы региона "конопочек" на федеральном уровне - возможно, у Карлина их не так много. Не случайно же сосед, глава Республики Алтай Бердников, отмалчивается по поводу совместных проектов по туризму. Видимо, надеется на свои "кнопки".
Взаимодействие с муниципалитетами
"За"
Губернатор детально изучает обстановку в районах (по его словам, побывал во всех городах и 31 районах). Он настраивает глав на ответственный подход к развитию районов и городов с тем, чтобы они активизировали в районах создание рабочих мест, принимали реалистичные бюджеты и сделали зарплату защищенной строкой бюджета.
"Против"
Некоторые главы городов и районов края, отмечая, что работать с нынешней администрацией все же полегче, чем с предыдущей, сетуют на то, что "пробиться" к Карлину, в силу его вечной занятости, чрезвычайно сложно. А решать вопросы с его заместителями не имеет смысла: как правило, за них потом все "перепроверяет" губернатор. Что до "настраивания" местных властей на "ответственный подход", то без финансового подкрепления это опять похоже на письма из прокуратуры.
Взаимодействие с бизнесом
"За"
Губернатор регулярно встречается с представителями предпринимательского сообщества - Алтайским союзом предпринимателей, Союзом зернопереработчиков, старательно вникает в их проблемы. Призвал муниципальные власти внимательнее относиться к предпринимателям, помогать им в решении насущных вопросов. С другой стороны, призвал и самих бизнесменов активнее решать социальные проблемы. Есть и конкретные результаты - договоренность с Уральской горно-металлургической компанией о вложении в социальную сферу края 30 млн. руб. только в этом году.
"Против"
Договоренность с УГМК - из той же оперы, что и газификация. Еще прежние, как могли, договаривались. И скорее это уральские бизнесмены сделали наконец что хотели, пользуясь сменой власти, нежели губернатор "добился". Что касается "вникания в проблемы предпринимателей", то достаточно часто (судя по репортажам пресс-службы и официозных СМИ) это заканчивается напутственной речью губернатора о том, что "надо создавать свой, алтайский, бренд", соблюдать закон и платить налоги. А остальное приложится само собой.
Развитие села
"За"
Губернатор первым из всех алтайских глав заговорил о поддержке села, а не сельского хозяйства. Именно поэтому администрация поддерживает кредитование сельских предпринимателей и личных подсобных хозяйств. В текущем году уровень финансовой поддержки сельского хозяйства увеличился в два раза. Но поддержка тех, кто не возвращает кредиты, должна прекратиться.
"Против"
Пока это в основном только разговоры плюс рабочие поездки в наиболее успешные районы. Но ни разу еще не освещала пресс-служба поездку губернатора в село, в котором сельское хозяйство в упадке. Кредитов таким хозяйствам, понятно, не достанется – не вернут ведь. Говорить о поддержке "личных подсобных хозяйств" вообще смешно: едва ли власть сможет заставить скупщиков молока в селах поднять цену хотя бы до семи рублей за литр. И потом - что есть личное подсобное хозяйство? Две коровы и три свиньи? И кто получит поддержку - бывший директор бывшего разворованного им же колхоза (ныне крепкий личноподсобнохозяйственник) или бывшие его, колхоза, доярки и механизаторы?
Комментарии
- Понятно ли вам, каким путем губернатор планирует вывести из кризиса Алтай?
Николай Герасименко, депутат Государственной думы:
- Краю повезло с губернатором. У Карлина очень большой опыт организатора, чиновника, знающего все внутренние механизмы устройства государства. То есть все кнопки он знает очень хорошо. Безусловно, у него есть программа, и то, что он делает, позволяет сказать, что он целенаправленно идет по определенному пути. Я могу выделить на этом пути два этапа. На первом этапе Александр Богданович выводил край из кризиса. Карлину досталось тяжкое наследие. Люди из предыдущей администрации использовали край для обогащения или карьеры. И нужно было прекратить спад экономики.
Второй этап выражается словами Путина, сказанными про всю страну: "Хватит выживать, надо жить". Губернатор активно работает на федеральном уровне, привлекает финансовые ресурсы. Программа есть, вопрос в том, что ее непросто реализовать - для инвесторов в крае привлекательны только туризм и рудники.
Анатолий Банных, гендиректор ФПГ "Сибма", депутат крайсовета:
- Экономическая программа мне понятна не до конца. Нельзя не отметить, что сегодня в экономике края происходят очень тревожные явления: инвестиции уходят в другие регионы. По нашим оценкам, за год край потерял около 2 млрд. рублей. И то, что в администрации не всегда присутствует понимание людей, которые вкладываются в перспективные проекты, оздоровлению инвестиционного климата не способствует. Очень хорошо, когда люди, находящиеся у власти, не связаны ни с какими группами. Но эффективность управления зависит не от того, связана власть с кем-то или нет.
Администрация Красноярского края заказала провести анализ ресурсов и возможностей региона, чтобы понять, в чем его стратегические преимущества, что целесообразно развивать завтра. Предприниматели, которые планируют инвестиции, понимают, каким будет край через 15 лет. И это может делать губернатор. Он может собрать предпринимателей и спросить их: что можно сделать для вас, чтобы вы платили больше налогов? Сказать им: мы бы хотели, чтобы вы еще создали такое-то предприятие, повысили степень переработки сырья, потому что это повысит доходы бюджета и занятость. Это и есть стратегия. Я думаю, губернатор ее осознает, однако его команда не совсем пока готова к ее реализации.
Сергей Землюков, заместитель председателя крайсовета:
- Администрация за год выработала достаточно прогнозируемые и реальные направления деятельности. Например, в течение первого полугодия внесены программы в области поддержки сельского хозяйства. Есть достаточно четкие перспективы для развития промышленности. Упорядочивается работа в области социальной защиты населения. Самая главная цель - увеличение собственных доходов края. Нужно не только эффективно использовать бюджетные средства, но и поднять заинтересованность органов местного самоуправления в развитии территории, искоренить иждивенческий подход районов.
Игорь Вольфсон, председатель комитета крайсовета по местному самоуправлению:
- Крайсовет утвердил ряд долгосрочных и краткосрочных программ по развитию края. Если бы у губернатора не было уверенности в их реализации, он не вносил бы их на рассмотрение. Поэтому план развития всего края и отдельных отраслей, безусловно, есть. Как получится в жизни - неизвестно.
На мой взгляд, серьезная ошибка губернатора в том, что он действует согласно принципам, установленным на федеральном уровне. А они диктуют преувеличенное значение исполнительной власти. Это происходит, когда глава администрации необоснованно расширяет свои полномочия, в том числе и руками крайсовета. Это очень плохо, так как велика опасность ошибки. Главе администрации нужно научиться при принятии решений советоваться с разными структурами гражданского общества. Тогда многие ошибки можно будет предупредить…
Виктор Герман, председатель правления Алтайского завода прецизионных изделий:
- Для меня программа губернатора понятна, и, на мой взгляд, он двигается в правильном направлении. Действия его нацелены на то, чтобы восстановить то, что можно восстановить и что может работать. На то, чтобы поднять эффективность экономики и провести ее модернизацию, а также создать новые предприятия.
Сергей Маслов, председатель совета директоров ЗАО "Грана":
- Политика губернатора вполне понятна в отношении многих сфер экономической жизни - например, социальной сферы, газификации. Но что касается аграрной политики - то тут, к сожалению, ясности пока нет. А выстраивать ее надо с самых основ жизни села - с земли, с ее владельцев, с проблем передачи сельхозпредприятий эффективным собственникам. И мы ждем, что эта политика будут выстроена. Ждем лоббирования продвижения алтайского продовольствия на всех рынках. Без продвижения нашей продукции на другие рынки АПК края ждет разорение - ведь мы производим в десять раз больше, чем потребляем. А мы сегодня из-за высоких железнодорожных тарифов отрезаны от многих рынков.
Что говорит Александр Карлин о...
...преодолении негативных тенденций
"Начиная с осени мы предприняли ряд организационных мер, а также мер по мобилизации финансовых ресурсов внутри региона и из федерального центра. В конце 2005 года тенденция спада была преодолена".
...мифах
"В некоторых СМИ есть панические настроения - якобы миф о росте промышленного производства развеивается. Не развеивается. На 1 января 2006 года рост составлял 104% к уровню прошлого года, на 1 августа 2006 года - 104,2%".
...зарплате
"По уровню средней заработной платы год назад мы были на 82-м месте, а в этом году на 79-м. Хотя по темпам роста средней заработной платы перешли с 30-го места на 13-е. То есть мы были на стадии отставания. И теперь как бегун на дистанции, который отстал от других, ускоряет бег и нагоняет основной поток спортсменов, которые проходят эту дистанцию".
...уровне жизни
"На 1 июля число жителей, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, составляет 24,9%. Год назад их было около 35%. И в два раза стало больше жителей, которые имеют среднедушевой доход 7 тысяч рублей в месяц. Это приемлемый уровень благосостояния".
...недоработках администрации
"Я бы хотел иметь больше результатов в АПК. Есть некоторые факторы, которые работают не в нашу пользу - в частности, погодные. Но я считаю, что не все возможности и экономические рычаги мы использовали. И первое, с чего мы должны начинать - это с наведения порядка с использовании земельных ресурсов".
...счастье
"Я не брал на себя обязательства сделать жителей края счастливыми вопреки их желанию или помимо их воли, или насильно. Мы договорились о том, что будем совместно работать".
Материалы подготовили
Надежда СКАЛОН, Иван ВЛАСОВ, Елена НИКИЩЕНКО и Лариса ХОМАЙКО.
Самое важное - в нашем Telegram-канале