Политика

Почему Петушки голосуют за Путина? Агитационные материалы думской кампании: образ президента и другие образы

"Если ты не совсем уж пень,

побеги весной дающий.

Пойди на участок - возьми бюллетень

проголосуй за грядущее".

Это реальный текст из агитлистовки, которая распространялась в основном в столичных метро.

Об экстравагантных и не очень формах борьбы за "вожделенные проценты" на прошедших думских выборах рассказал Александр Кынев, кандидат политических наук, руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики

Без региональной специфики

- С лета главным лозунгом "Единой России" стал "план Путина". В разных регионах мы видим практически одно и то же. В чем были плюсы и минусы кампании? До того момента, когда Путин возглавил список, регионы худо-бедно с разной степенью креатива, но учитывали то, что принято называть региональной спецификой кампании. Где-то это отражалось в виде плакатов, например "Новая история Алтайского края". Или в Бурятии были, например, плакаты "Новая Жизнь Бурятии". То есть технологии как-то перекликались. Где-то, как в случае с Красноярским краем, это была газета с комиксами: хороший, добротный креатив, рассказывающий о том, почему надо голосовать за "Единую Россию"...

До того, как Путин возглавил список, ряд регионов делали хорошую, качественную кампанию, ориентированную сугубо на региональные проблемы.

Что происходит после 1 октября? Кампания начинает жестко унифицироваться. Регламентируется использование образа Путина, и любая попытка его несанкционированного использования приравнивается к попытке к бегству. Кампания приобрела абсолютно стандартные унифицированные формы, любые попытки региональной самодеятельности по большинству регионов были просто растоптаны, за это начали бить по рукам: никаких несанкционированных листовок, никаких несанкционированных рекламных щитов: стандартизированное движение за Путина, по всей стране рекламные щиты.

Причем их штамповали без разбора по шаблону, не вдумываясь в смысл ("Петушки голосуют за Путина", "Владимир голосует за Путина").

Публичная "демонархизация"

- Пропагандисты "ЕР" решили, что раз нужна мобилизация, значит, нужен образ врага, причем совершили две ошибки. Они заявили, что Путин является национальным лидером - это уже проблема лично Владимира Владимировича. Что такое национальный лидер и что такое президент России все 90-е годы? Это человек, стоящий над политической системой. Вспомните Бориса Николаевича Ельцина - он был президент всех россиян. Вспомните массу выборов губернаторов - у нас 90% губернаторов баллотировались на выборы как самовыдвиженцы. Даже будучи партийными людьми, они избегали публичной демонстрации своей связи с политическими партиями. Потому что в условиях, когда партии доверяют меньше 20% населения, любая жесткая привязка к партиям снижает рейтинг кандидата, а его нужно расширять. Именно поэтому любые руководители апеллировали к обществу, а партия выступала как нечто вспомогательное, нечто поддерживающее.

Президент, который позиционировал себя как национальный лидер, стоящий над политической системой, который сам не вступал в дискуссии ни с оппонентами, ни с партиями, ни с другими институтами, благодаря своему решению возглавить список одной из конкретной партии произвел акт публичной демонархизации. Когда Путин лично стал спорить с политическими партиями, вести агитацию против СПС и других сил, он по факту перестал быть национальным лидером. Потому что по своей внутренней природе это совершенно другая мотивация, совсем другой психологический тип образа.

Национальный лидер - это человек, который объединяет нацию, а не раскалывает ее, создавая себе врагов. Была построена кампания внутренних глубинных противоречий. И то, что силовым путем для партии был построен такой результат - тем самым был разрушен реальный фундамент путинского большинства. Потому что изменилось его качество, за тем же процентом поддерживающих стоит совершенно другая мотивация.

Кстати, щиты с официальной агитацией, которую проводил ВЦИК из средств госбюджета, появились с августа по всей стране. Формально агитация в поддержку выборов была выполнена в общем визуальном стиле партии "Единая Россия": и шрифты, и визуальный ряд шли в одну ногу с партией власти.

Неровные "эсеры"

- Визуальный стиль агитации "Справедливой России" был един, но опять-таки проблема в том, что у них не было никакой региональной специфики. Работа по регионам была неровной, как неровными были и списки. Во многих регионах вообще ничего не делалось. Результат - у эсеров получилась самая неровная кампания голосования по стране. Федеральный тренд в тех регионах, где не делалось ничего, оказался абсолютно провальным. Партия выехала только за счет тех территорий, где работали региональные лидеры.

А общефедеральный тренд всей кампании можно охарактеризовать так: кампания ни о чем. Обо всем хорошем, но ни о чем. Лозунги: закон один для всех, сделай власть справедливой, серия агиток "беременные женщины за "Справедливую Россию". И была подготовлена серия изображений актеров и цитаты из разных фильмов. Например, Владимир Высоцкий и цитата: "Вор должен сидеть в тюрьме". Был готов также целый ряд наглядной агитации против повышения цен и коррупции, но к "эсерам" поступил сигнал и они ее не раздавали.

Бурятская политдива

  • У Аграрной партии листовок почти не было. Были регионы, где аграрии вообще почти не вели кампанию.
  • В Москве и некоторых других городах распространялись провокационные письма якобы от имени СПС - о том, что можно получить дисконтную карту, или о том, что "наши агитаторы больны СПИДом".
  • Третий номер бурятской группы партии "Яблоко" Наталья Семенова (см. на фото) - явно эпатажный персонаж. Замдиректора ООО "Охранное агентство "Альфа - Байкал" (родилась в пригороде Улан-Удэ), она жеместная певица Сабрина, солистка панк-группы "Аборт Мозга".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость