Сергей Белоусов,
сенатор от Алтайского края:
Считаю, что стоит, сказать о том, что прошедший год весь состав Представителей регионов работал в более интенсивном режиме. Здесь вопрос не только в количестве рассмотренных, одобренных или отправленных на доработку согласительным комиссиям законов. Повысился уровень внутренней организации и ответственности, как аппарата Совета Федерации, так и самих сенаторов. Сегодня, пожалуй, никто не скажет, что вопросы, выносимые на повестку пленарного заседания, в профильных комитетах рассматривались формально. Более того активно ведется работа по согласованию законов на уровне "нулевого" чтения, совместно с Государственной Думой. Так, например, в стране, и наш край тому очень хороший пример, начали работать многофункциональные центры. Однако, не все вопросы заявителей, сегодня решаются по принципу "одного окна".
Это обстоятельство объясняется тем, что ныне действующее законодательство во многих случаях, предполагает получение услуги заявителем исключительно в органе, такие услуги предоставляющем. Для устранения таких препятствий новый Федеральный закон " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", внесёт изменения в 40 законодательных актов, в том числе в Земельный, Жилищный, Градостроительный, Водный, Лесной, Налоговый кодексы, целый ряд Федеральных законов. Так, например, положение закона "О недрах" будет дополнено тем, что выдача разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа на застройку площадей залегания полезных ископаемых, а так же размещение в местах их залегания подземных сооружений, может осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. И таких изменений будет около 40. А совместная с депутатами Государственной Думы работа над законом начиналась ещё во время "нулевого" чтения. То, что еще несколько лет назад считалось невероятным, в ближайшем будущем станет обычной практикой.
Известно, что в мире существуют ограничения прироста площадей продуктивных земель. Более того, во многих странах происходит потеря почвенного плодородия вследствие ветровой и водной эрозий, уплотнения земли из-за интенсивной механической обработки, разрастания крупных городов.
У нас же расширение площадей, пригодных для производства сельскохозяйственной продукции не только возможно, но и необходимо. И если рассматривать такие меры как экстенсивный путь развития, то здесь скрыты значительные перспективы. Причем, как правило, такие мероприятия подразумевают не первичное освоение новых земель, а совершенствование или приведение в соответствие с сегодняшними реалиями, законодательной базы. Так по состоянию на 2010 год, из 6,5 миллионов гектаров пашни нашего края, большое количество земли оставалось неоформленной. Невостребованные паи и выморочные паи составляли около 1,3 млн.га, из них оформлено менее 5%. Таким образом, около 1,5 млн. га не оформлено и не может муниципальными властями на законных основаниях сдаваться в аренду. Это, безусловно, огромный резерв и как налогооблагаемая база и как перспектива прироста площадей продуктивных земель. Однако решить этот вопрос на муниципальном и региональном уровне не представилось возможным. В том же 2010 году состоялась встреча Президента с губернаторами, посвященная проблемам сельского хозяйства, президент говорил о том что, но нужно либо изымать, либо повышать арендную ставку на землю в случае, если она плохо используется. Более того, по мнению Президента, в кризисной ситуации возможен переход права собственности, в том числе и когда речь идет о сельскохозяйственных площадях. Соответствующие поручения для корректировки законодательной базы уже им даны. И вот уже наш комитете по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рассматривает проект федерального закона № 100526-6 "О внесении изменений в статью 12-1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в части расширения перечня случаев предоставления без проведения торгов в аренду земельных участков, образованных в счёт невостребованных долей) ".
Этот законопроект даёт возможность субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям (в случаях установленным законом субъекта) предоставлять без проведения торгов, в аренду сельскохозяйственным организациям, крестьянским хозяйствам и гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, земельные участки, образованные из невостребованных земельных долей и фактически используемые ими не менее года, для производства сельскохозяйственных продуктов. По сути - серьезный, прорывной документ. С учетом некоторых замечаний, которые мы высказали в адрес разработчиков, мы, конечно, поддержим этот закон.
Поддержали изменения в Земельный кодекс, в части защиты прав как физических, так и юридических лиц, по решению суда, должных прекратить аренду земельного участка. Новая редакция предоставляет законное право несогласной стороне обжаловать решение в установленные сроки. Прежняя редакция содержала в себе ряд противоречий с Гражданско-процессуальным и Арбитражно-процессуальным кодексом, заключённых в разных сроках на обжалование решения суда. Это обстоятельство реально ущемляло права граждан в возможности обжалования решения суда в вышестоящей инстанции. Сегодня и в этой части права граждан защищены. Поверьте, что для физических, да и юридических лиц, столкнувшихся с этой проблемой, данные поправки важны чрезвычайно. На заключительном заседании нашего комитета таких и подобных вопросов было рассмотрено более двадцати.
Самое важное - в нашем Telegram-канале