Разрываются между двумя тактиками
- Политика в России сегодня носит преимущественно непубличный характер. В то же время выборы - процедура публичная, и партии, хотят они этого или нет, когда выставляют свои списки, практически разрываются между двумя тактиками. Первая - привлечение в список действительно популярных людей, которые обратят на себя внимание избирателей. Вторая тактика - распределение проходных мест между нужными людьми, которые обычно являются спонсорами или представителями аппарата, люди, как правило, непубличные, избирателю неизвестные. Но в то же время именно в их прохождении в парламент заинтересована партия. Поэтому каждая партия идет на некий компромисс, то есть пытается создать пропорцию между теми и другими. Причем пропорция, как правило, перевешивает в пользу последних, а для того, чтобы привлекать избирателей, используется тактика так называемых паровозов, задача которых состоит в том, чтобы привлечь голоса за список.
Отработать свое и уступить место
- В Думу они, понятно, не собираются, во всяком случае большинство, соответственно, депутатами станут совершенно другие люди. Это наиболее характерно для "Единой России", конечно. Потому что, как правило, во главе списка в регионе ставится губернатор, могут привлекаться популярные артисты, другие известные и уважаемые люди, задача которых состоит в том, чтобы отработать свое во время избирательной кампании, а свои места уступить другим.
То есть нередко бывает так, что первая тройка списка сформирована, именно она и предъявлена избирателям и входит в бюллетень. В то же самое время никто из этих трех в Думу на самом деле не идет, и совершенно неизвестные избирателю люди, которых в бюллетене даже нет, в результате станут депутатами. Получается выбор кота в мешке. Это общая ситуация, она и по регионам воспроизводится практически везде. В основном она, конечно, характерна для "Единой России". Отчасти у "Справедливой России" есть признаки ее использования.
И если человек, допустим, пойдет и проголосует за президента Владимира Путина, то в Думе вместо него, скорее всего, будет кто-то совершено неизвестный.
- Такова тактика "паровозов", ее неоднократно ругали, предлагали отменить. Даже Вешняков, бывший глава Центризбиркома, по крайней мере публично, боролся с ней. Но ни к чему это не привело, потому что "Единой России" эта тактика очень выгодна, ведь не из ярких личностей и политических лидеров формируется фракция, а из проверенных, партийных, что называется. Которые будут голосовать, как предложит партия. Поэтому в ярких депутатах "Единая Россия" не заинтересована. Она заинтересована в том, чтобы привлечь голоса с помощью ярких фигур, которые используются только до второго декабря.
Почему не взяли мэра
- У нас ожидалось, что в списке "Единой России" будет и мэр Барнаула Владимир Колганов, однако его "не взяли"…
- На самом деле в списках "Единой России" и вообще в каких бы то ни было партийных списках мэров очень немного. Полноценными "паровозами" принято считать губернаторов, поскольку их ресурс и их влияние распространяются на всю территорию региона. А влияние мэров все-таки локально и не такое большое, если сравнивать с губернаторами, говорить о силе административного ресурса. Кроме того, если в целом рассматривать ситуацию, то действительно популярных мэров не так много, большинство увязло в проблемах ЖКХ и так далее. В общем-то, отношение горожан к мэрам довольно плохое.
Если рассматривать конкретные регионы, случаев немного, но есть достаточно нашумевшие фигуры мэров, типа Булавина в Нижнем Новгороде или Юревича в Челябинске, которых "Единая Россия" в свой список включила. Опять же говорю, что таких немного и сами губернаторы тоже не заинтересованы, чтобы мэры входили в списки, потому что это автоматически немного повышает статус мэров, раз им дают сыграть роль "паровоза". Губернатор же бывает заинтересован в том, чтобы самоутвердиться в качестве политика № 1 в регионе. И там, где мэры вошли в список, принято решение на федеральном уровне, когда действительно влиятельные и вхожие в Кремль главы муниципалитетов сами по своим каналам добились этого.
Я думаю, что ваш регион как раз такой, когда губернатор не хочет, чтобы мэр играл роль публичной фигуры на общероссийском, по сути, уровне, потому что это список на федеральных выборах.
- Насколько верно утверждение, что губернаторам-"паровозам" выгодно снижать явку избирателей в своих регионах? Чтобы выиграть за счет сторонников и административного ресурса?
- Отчасти это действительно так. Хотя по поводу явки избирателей четкого решения на самом деле нет ни в регионах, ни на федеральном уровне. Потому что, наоборот, сейчас многие говорят о том, что, дескать, надо повышать явку. И Центризбирком готовит целую пиар-кампанию, чтобы привлечь людей к избирательным урнам. Я считаю, что "Единая Россия" не заинтересована в повышении явки, потому что тот электорат, который зависит от власти, придет на выборы: он приходил на региональные выборы, он придет и на федеральные. А вот дополнительный электорат, который на региональные выборы не ходит, а на федеральные выйдет, он менее предсказуемый, опасный в каком-то смысле для партии власти, потому что его лояльность может оказаться весьма относительной.
- Зачем же тогда бороться за явку?
- Если на выборы придет менее 50% избирателей, они, конечно, состоятся. Но понятно, что легитимность власти будет подорвана, и в этом, конечно, Кремль не заинтересован. Поэтому, вероятно, будет найден некий компромисс между повышением явки, кампанией, которая будет направлена на то, чтобы привлечь избирателей и в то же время чтобы, так сказать, не слишком сильно "взмутить воду" и не привлечь слишком много людей, которые могут проголосовать "не за тех". Кроме того, явка будет наращиваться не только методами пиара, но и через те социальные сети, которые контролирует власть: через бюджетные организации, чиновников, муниципальные органы управления. То есть она будет повышаться точечно, а это как раз вариант неопасный для "Единой России", потому что в этом случае она повышает явку среди лояльного электората, и поэтому такой вариант для них будет наиболее выгоден.
Если заглянуть "в мешок". Прогноз Ростислава Туровского о результатах выборов в Алтайском крае
О "Единой России"
- Распределение мест в списках будет проходить пропорционально количеству голосов, которые партия наберет в той или иной региональной группе, в данном случае в Алтайском крае. Поскольку ваш регион большой и избирателей там будет много, думаю, что проходных мест будет несколько. Возможно, пройдут и второй, и третий номера, может быть, и четвертые-пятые места. Очевидно, что губернатор в Думу не пойдет, соответственно, его место перейдет следующему по списку (депутат Госдумы Николай Герасименко. - Ред.). И далее по списку, до шестого места - оно полупроходное (шестой в региональном списке "ЕР" депутат ГД Андрей Кнорр. - Ред.). Но это при очень хороших результатах.
О других партиях
- Здесь случаев с "котами в мешке" будет гораздо меньше, хотя в некоторых регионах та же "Справедливая Россия" использует похожие технологии, когда во главе списка ставится мэр. В Алтайском крае такого не должно быть. В "Справедливой России" у вас первым идет Александр Терентьев, в крае партия получит максимум одно место, значит, Терентьев и пройдет в Думу. По КПРФ, вероятно, Михаил Заполев. То есть по региональным отделениям других партий все должно пройти, как и предполагается нормальной логикой.
Справка "СК"
Ростислав Туровский, российский политолог. Родился 13 сентября 1970 года в Москве. Окончил с отличием МГУ, аспирантуру философского факультета. Кандидат политических наук. С 1997 года - руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий. Доцент кафедры публичной политики Высшей школы экономики, преподаватель Государственного университета гуманитарных наук при РАН. Генеральный директор Агентства региональных исследований, руководитель программы "Региональная экспертиза". Ведущий эксперт Института региональной политики.
Четыре партии могут официально начать предвыборную агитацию
Центральная избирательная комиссия РФ зарегистрировала на днях списки кандидатов в депутаты четырех партий. Это ЛДПР, КПРФ, "Справедливая Россия" и "Патриоты России". Теперь эти партии получили право на ведение предвыборной агитации (за исключением агитации в теле-и радиоэфире и периодических печатных изданиях).
Самое важное - в нашем Telegram-канале