Потребитель

Ален Бо рассказал о культуре пития, истории и бизнесе

Братья Бо в своем французском имении продолжают дело предков, которые около 500 лет назад заложили первый виноградник на небольшом кусочке земли в департаменте Юра. Жан-Мишель заведует виноградниками, Ален занимается винными складами и решает коммерческие вопросы. Сегодня "Имение Бо. Отец и сыновья" выращивает виноград на площади 21 га. Свое вино производители отправляют в Канаду, Бельгию, Германию, Бразилию, а теперь еще и в Барнаул. Ален Бо говорит, что его стремление работать на экспорт объясняется сужением французского рынка для местных производителей. Об этой и других особенностях виноделия во Франции рассказал г-н Бо.

В Барнауле прошла дегустация французского вина.
В Барнауле прошла дегустация французского вина.
Олег Богданов

— Ален, сегодня в Барнауле можно купить три вида ваших вин: "Шардоне", "Креман" и "Маквин". Насколько я знаю, ваш ассортимент намного больше. Как  выбирали вина для России?

— Конечно, гамма вин, которые мы производим в департаменте Юра, намного шире. Но винная культура не слишком сильна в России. Большое количество людей здесь привыкли пить более крепкие напитки. Мы отобрали те сорта, которые, на наш взгляд, придутся по вкусу русским.

К примеру, желтое вино, которое мы также производим, имеет настолько оригинальный вкус, что даже во Франции его знают только ценители. Оно слишком специфично.

— Я слышала, что это уникальный сорт вина. Расскажите, в чем заключается уникальность?

— Во-первых, это вино готовится только в департаменте Юра. Во-вторых, оно производится в небольших количествах, это всего 5% общего объема. Желтое вино — это сухое вино с мощным, терпким вкусом. Его букет сочетает запах миндаля, специй, трюфелей. Оценить его могут только гурманы.

Этот напиток делается из лозы, которая называется Саванен. Как правило, виноград данного сорта является основой для производства крепких вин. Желтое вино почти семь лет созревает в бочках. Все это время из бочек испаряется вода, а концентрация продукта  увеличивается, и соответственно нарастает его крепость.

— Часто ли  на винном рынке появляются новые брэнды, сорта?

— Производство вина в департаменте Юра считается традиционным, поэтому новые сорта здесь не выводятся. У нас специфическая почва, на которой растут только пять видов лозы. Из нее делают вино традиционных сортов, которое выражает характер этой местности. Хотя некоторые эксперименты мы все-таки допускаем. К примеру, в прошлом году попробовали сделать "Маквин" не из Шардоне (сорт винограда из которого традиционно делают этот напиток), а из  Пино Нуар.  Получилось крепленое красное вино, которое хорошо сочетается с шоколадным десертом. Мы ничего не поменяли в технологии, кроме винограда.

— Традиционный "Маквин" входит в число напитков, которые вы продаете в Барнауле. Насколько мне известно, это уникальный для российского рынка продукт. Как готовится это вино? 

— Технология производства "Маквина" появилась 200 лет назад, и сегодня она остается такой же, как и раньше. Мы берем свежий сок винограда и смешиваем с виноградным спиртом, который французы называют mark. Спирт созревает в бочке два-три года, как настоящий коньяк, поэтому он становится очень мягким. Смесь спирта и свежего виноградного сока выстаивается в бочке еще два года.

"Маквин" принято пить с десертами, с дыней. Во французских ресторанах его подают так: пополам разрезают маленькую круглую дыню, вынимают семена и наливают "Маквин". Такой десерт едят ложечкой.

— Существует ли такое понятие, как "винная мода"?

— Да, конечно, как и в других отраслях. 15 лет назад была мода на вино региона Кагор, который расположен на юго-западе Франции. Три-четыре года назад была популярна  продукция Луары. Это местечко известно своими легкими винами. Сейчас, как нам кажется, формируется мода на вина департамента Юра. Эстафета переходит к нам.

— Винную моду формируют покупатели или исключительно специалисты?

— Моду формируют крупные рестораны, большие магазины, профессиональные журналы и особенно кино, когда люди видят какой-то сорт вина, оно сразу начинает приобретать популярность.

Французский парадокс

— В России есть такое понятие, как "культура пития". Часто говорят о том, что ее нужно прививать и развивать. А какой подход во Франции?

— Во Франции сегодня действует программа борьбы с алкоголизмом. Это связано с тем, что молодежь очень много пьет, но не вино, а водку, виски, текилу, пиво или коктейли. Пить вино французы начинают лет в 30. Только к этому возрасту у них формируется винная культура, а до этого они не знают, что это такое. Редкое исключение составляют те, кого хорошо воспитали.

Это французский парадокс. Страна, которая является одним из крупнейших производителей вина в мире, все жестче борется с алкоголем. Именно поэтому виноделы все активнее стараются работать на экспорт.

— А какие методы у вас в стране используются для борьбы с алкоголизмом?

— К примеру, вы нигде не увидите рекламы алкоголя. По телевидению никогда не покажут человека с бокалом в руке. Это запрещено. Если такой человек попадает в кадр, то содержимое бокала ретушируют. Сейчас во Франции идет предвыборная кампания, и вы не увидите, чтобы Николя Саркози появился в кадре с бокалом в руке.

— Честно говоря, я ожидала услышать, что во Франции виноделов активно поддерживают на государственном уровне.

— Так происходит, к примеру, в Испании, а во Франции — нет. Здесь вино — это алкоголь, а в Испании — пища.

— Российские производители алкоголя недовольны растущими акцизами. Вам знакомы такие проблемы?

— У нас такие же проблемы, и налоги, и бюрократия. Один из серьезных вопросов — административные барьеры. Мы экспортируем нашу продукцию в Канаду. Наладить сбыт в эту страну довольно просто. Сотрудничать с Бразилией сложнее. И в России нам тоже непросто.

— Насколько мне известно, вы являетесь президентом общества виноградарей департамента Юра. Чем оно занимается?

— Оно заботится о качестве вина, поступающего на рынок. В рамках общества часто проводятся дегустации. Если члены комиссии приходят к выводу, что вино кого-то из производителей в этом сезоне получилось не очень качественным, то они не дают разрешения на его реализацию. Это значит, что винодел не может выпускать эту продукцию. Общество также занимается защитой прав виноделов, когда кто-то пытается под именем  того или иного производителя выпускать другой продукт. Мы также защищаем права виноделов перед администрацией и т. д.

— Легко ли во Франции купить земли под новые виноградники?

— Это несложно, можно как купить, так и арендовать земли.

— А насколько доступна цена?

— Это зависит от места. Есть большая разница между Шато-Шалон, где очень хорошие склоны, которые целый день освещаются солнцем,  и, к примеру, Л'Этуаль, где условия менее благоприятны. Мы имеем виноградники в разных местах. Есть места, такие как Бургундия, Шампань, где земля очень дорогая. Цены виноградников в департаменте Юра находятся на среднем уровне.

Смена поколений

— Ваша семья очень давно занимается виноградарством и виноделием. Кто был родоначальником этого бизнеса?

— Это было в 1542 году. Мои предки — рабочие люди, и первоначально земли у них не было. Они приехали из исторической местности Франции, Савойи, которая расположена в предгорьях Альп. До XIX века эта область входила в состав Священой Римской империи. Мои предки много работали, экономили и смогли купить кусочек земли, где разбили первый виноградник. Потом дело начало постепенно развиваться, появился еще один участок земли, второй, третий… Дело переходило из поколения в поколение. В 1850 году мои предки построили большой дом, где сейчас размещаются погреба и где принимают гостей. У моего дедушки уже было 5–6 га земли, сейчас площадь виноградников составляет 21 га.

— Ваши дети готовы продолжать семейное дело?

— Да. Моему сыну 19 лет, и он настроен продолжать этот бизнес. Дочь, возможно, будет заниматься реализацией.

— Сегодня еще есть поместья, где виноград собирают вручную и давят сок ногами, как в старину?

— Сегодня сложно представить, чтобы кто-то собирал руками пшеницу, для этого есть комбайны. То же самое и с виноградом. То, о чем вы говорите, происходит на каких-то праздниках, это скорее шоу.

Что мы знаем о Франш-Конте

Регион Франш-Конте расположен на востоке Франции,  удален от Атлантического океана примерно на 1 тыс. км. Климат здесь резко континентальный, с жарким летом и суровой зимой. Это стало объединяющим началом для сотрудничества между Франш-Конте и Алтайским краем. В октябре 2009 года из французской провинции в край была привезена экспериментальная партия саженцев винограда. 600 кустов были высажены на плантациях "Корпорации "Алтайспиртпром" в селе Алтайском. В 2010 году число саженцев увеличили до 12 тыс., а плантация расширилась до 3 га. К 2011 году на участке земли площадью порядка 5 га росло около 17 тыс. лоз винограда различных сортов из Франции и Италии.

Белое, красное, желтое…

Имение "Бо отец и сыновья" находится во Франции. Общий объем производства составляет 1 тыс. галлонов (гл) в год, из них 265 гл приходится на долю белого вина; 300 гл составляют красные вина; 250 гл  — игристые вина; 165 гл  — желтое вино; 20 гл  — соломенное вино. Объем реализации — 100 тыс. бутылок в год. 80–85% этого объема продается на территории Франции, остальные 15–20% экспортируются в  Канаду, Бельгию, Германию, Бразилию. Виноградники Бо размещаются на территории Cotes du Jura, L'Etoile и Chateau-Chalon. Братья Бо выращивают здесь пять сортов винограда: Труссо, Саванен, Пульсар, Шардоне и Пино Нуар.

AOC на этикетке

Этикетка содержит очень важную информацию о вине, но когда бутылка попадает в Россию, этикету переводят на русский язык. Информация в ней носит уже чисто маркетинговый характер. Поэтому изучать нужно этикету на языке страны-производителя. Здесь должно быть обозначено место производства: важно, чтобы вино разливалось там же, где было произведено. Гарантией места производства вина является  международный значок AOC на этикетке. Он появился во Франции и изначально ставился на сыры, а затем перешел на вина и со временем стал международным.

Редакция выражает благодарность Cafe de LaFe за помощь в организации интервью.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость