В первую очередь к территории дома относятся выход из подъезда, отмостка и подъездный тротуар. Вся указанная площадь по правилам должна быть очищена до асфальта! И сделать это нужно до того, как жильцы пойдут на работу.
Закончив работу над выходами и входами в подъезд, дворник приступает к очистке территории, по проходимости уступающей тротуарам. К таковой относится, например, проезжая часть.
Рабочий день дворника начинается в 6.00. "До 11.00 они чистят территорию, а потом могут пойти на обед, – рассказывает директор УК "Уют и комфорт" Елена Нагайцева. – В 14.00 дворники снова выходят на работу. В 17.00 рабочий день обычно заканчивается".
Если ночью выпал снег, то на работу блюститель чистоты выходит на 30 минут раньше установленного рабочим графиком времени. Днем убирать снег надо через 30 минут после окончания снегопада. Если вы видите дворника с лопатой и метлой прямо в разгар снежного потока, знайте, что он не работает, а создает иллюзию бурной деятельности: через несколько минут двор снова будет завален.
Объем работы дворника, как правило, составляют один или два дома. Все зависит от их площади и количества подъездов.
Тариф на трудолюбие
Плата за услуги дворника зависит от политики управляющей компании. В УК "Уют и согласие" расчет такой: "У нас сотрудник получает не менее 1000 рублей с подъезда. Если в многоэтажке один подъезд, то дворник за его обслуживание получает 7000 рублей на руки".
А зарабатывать можно вдвое, а то и втрое больше. Вариантов несколько. Один из них – трудолюбие. За утреннюю смену дворник может обслужить несколько домов, но в снегопад это под силу только старательным. В противном случае он не успеет убрать площадку к выходу жильцов из дома. Работа в таком темпе обязует выходить на уборку аж в 5.00. Второй вариант – смена тарифного плана жильцов. Если собственники голосуют за повышение тарифа, при этом положительно отмечая работу своего дворника, то это увеличит его заработок.
Зима "насыпает" хлопот
С первыми снегопадами количество жалоб растет так же быстро, как снежные заносы у подъезда. Самая частая причина отсутствия дворника на объекте – состояние здоровья.
Разумно понимать, что ни один служащий не застрахован от болезни. В таких случаях каждая УК предпринимает меры по замене. Уже через сутки на работу выходит сменщик. "На рынке избытка дворников нет, – объясняет Елена, – поэтому замена приходит не так быстро, как хотелось бы нам и собственникам".
Кроме уборки снега и сколки льда, дворник отвечает за чистоту "мусорного квадрата". Так называется площадь, где стоит мусорный контейнер. Но не всякая уборка мусора входит в обязанности дворника.
Строительный мусор выносить и оставлять у контейнера не стоит – мусоровывозящая компания его убирать не станет. Дворник тем более, потому что в его обязанности это не входит. Вывозить такой мусор должны сами жильцы – это положение зафиксировано в Правилах благоустройства территории городского округа (статья 14.2).
Тяжелая артиллерия дворника
Когда лопата с сугробом не справляется, в ход идет тяжелая артиллерия – трактор и грузовик. Трактором вскрывают и поднимают накатанный снег до асфальта, а после вывозят на грузовике.
Снегопады в нашем климатическом поясе настолько обильные, что у нас нет возможности просто смести снег щетками, как, например, в Европе. Снежного наката не избежать. За механизированную чистку голосуют все автомобилисты: она облегчает выезд с места парковки и избавляет от снежной колеи.
Но не все горожане готовы понести дополнительные траты. Час работы трактора обойдется жильцам многоэтажек в сумму около 1300 рублей. А чтобы очистить площадь многоподъездного дома, трактору потребуется около 8 часов. Все счищенное будет загружено в машину, работа которой стоит около 2000 рублей в час.
Каждая управляющая компания, планируя тариф на следующий год, включает в список плату за уборку территории механизированной техникой. Решение остается за жильцами: "Мы согласовываем тариф. Если жителям дома такая уборка необходима и они согласны с ценой взноса, конечно, мы выполним эту работу", – объясняет директор УК.
Что входит в нормы уборки территорий многоэтажек
Правила благоустройства территории и городского округа, Рекомендации по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда, СНиП – в этих документах мы нашли информацию о том, как должен работать дворник.
По Госстрою, cвежевыпавший снег толщиной слоя до 2 см должны подметать метлой, а свыше 2 см – сдвигать. При ручной уборке с тротуаров он убирается полностью – соскребается, а с других территорий без покрытий – "под движок" (оставляется слой снега для уплотнения).
При механизированной уборке снег сдвигается с тротуаров на проезжую часть в отведенную для этого полосу, а во дворах – к местам складирования. Сдвинутые с проездов осадки собирают в валы или кучи с помощью снегоочистителей. После все вывозится автотранспортом.
Лед толщиной до 2 см, его сначала обрабатывают хлоридами, а потом скалывают – вручную или с помощью техники.
Вся территория, по Правилам технической эксплуатации, делится на три класса в зависимости от того, сколько человек в час по ней проходят:
- I класс – до 50 чел./ч;
- II класс – от 50 до 100 чел./ч;
- III класс – свыше 100 чел./ч.
Территории дворов следует относить к I классу.
Если чистить не хотят
1. Управляющая компания. В первую очередь жаловаться нужно сюда, чтобы в последующем, если проблема не будет решена, у вас были основания для дальнейшего разбирательства. Оформите жалобу в заявлении в двух экземплярах: один отдаете сотруднику УК, другой останется у вас. Требуйте от компании поставить на документах печати, дату приема и подпись лица, принявшего заявление. Руководство учреждения обязано ответить на вашу претензию – либо согласиться с ней и устранить недочеты в своей работе, либо отказать вам, указав причины несогласия с вашими требованиями.
2. Госинпекция края или Роспотребнадзор. Есть три варианта обращения в эти инстанции.
- Через интернет. Следует выйти на официальный сайт управления, найти графу с названием "Обращения граждан" и изложить суть проблемы. Для этого необходимо заполнить форму, указав там свою фамилию, имя и тему (профиль) обращения. В окне "Текст обращения" опишите проблему кратко и по существу. Не забудьте указать в электронном заявлении о ранее направленной жалобе в управляющую компанию. Эту жалобу должны в течение 7 дней направить в соответствующий орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение этих вопросов.
- По почте. На листе формата А4 в "шапке" пишем наименование, индекс и почтовый адрес госуправления. Далее перечисляем свои личные данные, место проживания и, по желанию, телефон. В середине документа напишите с маленькой буквы слово "заявление" ("жалоба", "претензия"). Принцип оформления текста жалобы такой же, как и в предыдущих шагах: кратко излагаем суть проблемы, избегая эмоций. Отнесите письмо в любое отделение почты, лучше, если вы отправите его заказным с уведомлением, так оно точно дойдет до адресата. Как правило, срок доставки варьируется от 3 до 15 суток.
- Личная встреча. По телефонам управлений или на их сайтах можно узнать о днях и часах приема, а также другую информацию: кто из должностных лиц будет вас принимать, где и какие документы при себе нужно иметь.
3. Судебные органы. Если в ходе разбирательства все-таки были выявлены серьезные нарушения, которые противоречат законодательству РФ, то можно смело обращаться с жалобой в прокуратуру или подавать исковое заявление в суд. Правила оформления искового заявления оговорены в статье 131 Гражданского процессуального кодекса РФ. Ход судебного разбирательства потребует от вас определенных денежных затрат на оплату госпошлины и услуг адвоката.
Самое важное - в нашем Telegram-канале