Выбор из тысяч
Статистики о том, сколько жителей Алтайского края хотя бы раз делали покупки в интернет-магазинах, нет. Но алтайский филиал "Почты России" констатирует: количество посылок, в том числе и международных, приходящих в регион, в последние годы растет. Международные посылки, отмечают в "Почте", как правило, приходят именно из интернет-магазинов. В 2010 году в край поступило 34 тысячи таких посылок, в 2011-м – на четыре тысячи больше. Всего в 2011 году почта доставила в край 800 тысяч посылок.
Постоянные клиенты интернет-магазинов называют несколько преимуществ сетевого шопинга. Прежде всего это ничем не ограниченный выбор товаров.
– Многие модели электронной техники появляются в интернет-магазинах раньше, чем в рознице. Некоторые модели в наших бийских магазинах вообще не найдешь, – говорит Игорь Савин, преподаватель Бийского технического института. В интернет-магазинах он покупает в основном технику и электронные компоненты, а также техническую литературу.
Но чаще в Интернете покупают, конечно, одежду и обувь, а также различные необычные вещи.
– Я как-то заказывала наклейки на стены из интернет-магазина Челябинска, – рассказывает молодая мама Ирина Сементина. – Ну, не нашла я в другом месте таких очаровательных мишек.
Низкие цены – еще один плюс покупок через Сеть. По словам Алексея Суханова, директора группы компаний "Битис", при покупке одежды в интернет-магазине можно сэкономить до 50%. А Игорь Савин рассказывает, что ему удавалось приобретать радиодетали в Интернете в три – пять раз дешевле, чем в обычной рознице.
Алексей Суханов говорит, что в интернет-магазинах проще найти качественный товар.
– У меня маленький размер ноги, поэтому мне даже в Интернете достаточно сложно подобрать обувь, особенно классического кроя. Где-то читал, что, по статистике, на российском рынке до 80% всей обуви – фальсификат, – рассказывает Алексей. – В том, что некачественной обуви много, убеждался на личном опыте. Даже высокая цена ничего не гарантирует. Как-то раз купил себе якобы итальянские мокасины почти за восемь тысяч рублей и быстро пожалел об этом.
Еще одно достоинство интернет-магазинов – возможность совершить покупку, не выходя из дома, избегая пробок и очередей.
– Я могу выбирать из нескольких тысяч позиций без необходимости ходить в поисках нужного магазина. Когда у тебя двое маленьких детей, это становится актуально, – говорит молодая мама Яна Малышева.
Кот в мешке
Впрочем, сэкономить время получается не всегда: заказанные товары приходится ждать несколько недель. Иногда происходят заминки, и срок ожидания растягивается почти до бесконечности.
– Недавно я заказал себе из Китая автомобильно-парковочную систему. В Россию она пришла быстро, а потом начала путешествовать. Сначала посылку отправили в город Бирск вместо Бийска. Там, разумеется, не нашли нужного адреса и снова перенаправили ее в Москву. В столице разобрались, что произошла ошибка, отправили посылку в Барнаул, но почему-то там ее не выгрузили, и она уехала в Хабаровск. В итоге я ждал полтора месяца, – говорит Игорь Савин.
У Алексея Суханова была похожая история – четыре пары обуви, которые он заказал, по непонятным причинам вместо Барнаула отправили в Милан.
– Задержки доставки посылок, воровство из посылок обычно происходят где-то между таможней и почтой, – утверждает Яна Малышева. – У меня не было ни одной ситуации, чтобы подвели продавцы. Они, наоборот, стараются привлечь клиента и присылают подарки и бонусы. Все проблемы – только от доставки.
Но все собеседники отмечают, что задержки и путаница с адресами происходят нечасто, и, как правило, проблемы решаются.
Алексей Суханов основным недостатком интернет-покупок считает невозможность заранее оценить товар: "Если вы заказываете предмет, который до этого нельзя потрогать, померить, понюхать в оффлайне, то, по сути, вы покупаете кота в мешке".
Судя по количеству форумов и блогов, описывающих тонкости работы интернет-магазинов, делать покупки в них действительно не всегда просто. Ведь у каждого магазина свои правила работы с клиентами, в которых нужно хорошо разобраться. А для того, чтобы совершить покупку в зарубежном интернет-магазине, необходимо знание английского языка хотя бы на бытовом уровне. Поэтому начинать знакомство со сферой интернет-торговли лучше с небольших и простых покупок.
Рекомендации для начинающих от экспертов
- Перед заказом прочитайте отзывы о товаре и интернет-магазине в Сети.
- Узнайте, не является ли нужный вам товар запрещенным к вывозу из страны, где находится продавец, или к ввозу в Россию.
- Перед заказом ознакомьтесь с аналогичным товаром в реальной жизни. Например, в местных магазинах.
- Лучше открыть посылку на почте в присутствии ее сотрудника.
- Если пришел товар не того размера или вовсе не тот, нужно обратиться с претензией к продавцу.
- Если товар был поврежден во время доставки, можно написать претензию сразу в почтовом отделении. Компенсация выплачивается в течение десяти дней.
- Если у вас возникли подозрения, что товар был украден или испорчен на таможне, обращайтесь с претензией в ее ближайшее отделение. Телефон доверия Федеральной таможенной службы 8 (499) 449 7997.
Факт
В течение месяца в адрес одного получателя, проживающего на территории Таможенного союза, можно переслать товаров, общая стоимость которых не превышает одну тысячу евро и вес 31 кг. В случае превышения этих параметров придется заплатить таможенный сбор.
Где почитать об интернет-покупках
Подробная инструкция о работе с крупнейшим американским интернет-магазином ebay.com. Форум о нем.
Здесь есть список 30 крупнейших интернет-магазинов России и другая информация об интернет-торговле.
Самое важное - в нашем Telegram-канале