Суть закона в том, что личное страхование пассажира заменяется на страхование ответственности перевозчика перед пассажиром. В результате перевозчики получают гарантии сохранения своей финансовой состоятельности, если вдруг произошла трагедия, а пассажиры – своевременные выплаты. Страхование в данном случае является обязательным и контролируется государством.
При этом выплаты пострадавшим на всех видах транспорта предполагаются немаленькие. Так гибель каждого пассажира будет оплачиваться страховщиком в размере 2,025 миллиона рублей, вред здоровью – в пределах 2 миллионов рублей. Лимит компенсации за порчу пассажирского багажа – не более 600 рублей за 1 кг веса.
В Алтайском крае новые правила страхования будут распространяться на все категории перевозчиков на муниципальных и межмуниципальных маршрутах. Полис нужен и тем транспортным компаниям, которые осуществляют перевозку пассажиров по заказу. Исключение составляют только таксисты.
Вопросов больше
При подготовке закона предполагалось, что расходы транспортников не сильно скажутся на кошельках пассажиров. На официальном сайте Минфина опубликованы следующие цифры: ставки для воздушного транспорта составят 9,87–19,87 рубля, для междугородных и международных автобусных перевозок 9,14–18,40 рубля, для пригородных автобусных перевозок 1,34–2,70 рубля и для поездов дальнего следования 1,05–2,11 рубля. Тарифы на перевозки городским транспортом оказались одними из самых низких: 0,43–0,87 рубля для автобусов, 0,33–0,67 рубля для троллейбусов и 0,15–0,31 рубля для трамваев.
Однако до сих пор точный размер отчислений перевозчиков в адрес страховщиков не посчитан. Во-первых, для этого необходимо дождаться утверждения соответствующих ставок со стороны правительства, а во-вторых, цена полиса будет зависеть еще и от состояния парка каждого перевозчика.
Владимир Пономарев,
директор " Алтайской страховой транспортной компании":
Пока есть только проект правил обязательного страхования , приложением к ним идет проект заявления, которое должен написать перевозчик. Здесь на шести-семи страницах он предоставляет данные о причинении вреда пассажирам за последние пять лет, о возрасте подвижного состава, о количестве посадочных мест и другую информацию. В зависимости от этих характеристик страховая компания будет считать ставку.
По задумке законодателей, такой подход будет стимулировать компании обновлять подвижной состав и более тщательно следить за его состоянием Но, по словам Владимира Пономарева, вилка предлагаемых ставок довольно большая и пока непонятно, в каких случаях надо повышать ставку, а в каких – снижать.
К сожалению, пока не определен и порядок оформления инцидентов, не связанных с ДТП. Например, если пассажир падает в салоне при резком торможении автобуса и получает травму. Владимир Пономарев говорит пока только об общей схеме работы:
– Если страховой случай наступил, то перевозчик сообщает об этом в свою страховую компанию. После этого страховая компания начинает работать с пассажиром. Он должен предоставить перевозчику и страховщику документы, подтверждающие нанесенный вред здоровью.
Закон вступает в силу с 1 января 2013 года, однако контролирующие органы выделили переходный период до апреля, чтобы были приняты все необходимые нормативные документы, а страховщики и перевозчики успели отладить систему работы.
Заглянули в кошелек
Можно ли утверждать, что новый закон повлияет на стоимость проезда? Ассоциация пассажирских перевозчиков Барнаула в своем обращении в администрацию города уже обосновывает увеличение тарифа на проезд в автобусе большой вместимости до 16 рублей, в маршрутном такси – до 20 рублей. Рост цены проезда на трамваях и троллейбусах Барнаула также планируется, но конкретную цифру увеличения в " Горэлектротрансе" не уточняют. Городские автоперевозчики объясняют свои требования удорожанием целого ряда позиций, которые влияют на себестоимость: затраты на топливо за 2012 год выросли на 42,3%, на запчасти – до 50%, тарифы на электроэнергию увеличились на 15%, на тепло – на 10%; прогнозируемый уровень инфляции на 2012 год – 7%. Введение обязательного страхования, по предварительным расчетам, может увеличить стоимость проезда на 40 копеек за поездку.
При этом Николай Долженко, исполнительный директор ассоциации, пояснил, что реально предприниматели рассчитывают на меньший рост тарифа, их устроит прибавка два рубля к нынешней цене.
– Если до конца года будет назначен координационный совет по этому вопросу, то думаю, что с 1 января перевозчики выйдут на маршруты с новыми тарифами, – говорит г-н Долженко.
Отметим, что решение о повышении тарифов пока не принято. На заседании Барнаульской Думы глава администрации Игорь Савинцев заявил, что вопрос о повышении цены проезда "будет рассматриваться до тех пор, пока перевозчики не докажут обоснованность своих требований".
Стоимость проезда в общественном транспорте в разных городах России
Город |
Численность населения (тыс. чел.) |
Стоимость проезда в автобусе (руб.) |
Стоимость проезда в троллейбусе (руб.) |
Стоимость проезда в трамвае (руб.) |
Стоимость (руб.) |
Барнаул |
612 |
12 |
11 |
11 |
15 |
Владивосток |
592 |
15 |
8 |
8 |
- |
Иркутск |
587 |
12 |
12 |
12 |
12 |
Ижевск |
628 |
13 |
13 |
13 |
15 |
Калининград |
432 |
12 |
12 |
12 |
17 |
Источник www.opoccuu.com
Пассажирский транспорт в Алтайском крае
Себестоимость одной поездки в барнаульском автобусе, по подсчетам перевозчиков, – более 15 рублей. По прогнозу, в 2013 году она составит 17,6 рубля, с учетом рентабельности – 18,83 рубля.
Действующие тарифы на проезд в барнаульских автобусах и электротранспорте были установлены 1 марта 2012 года.
Чтобы сократить время ожидания общественного транспорта на остановках, администрация Барнаула рекомендует смотреть на электронной карте http://traffic22.ru информацию о расписании и фактическом движении пассажирского транспорта.
Ежедневно с барнаульского автовокзала отправляются 380 автобусов, а в отдельные дни их количество превышает 400.
Среднесуточный объем перевозок – 6 000 человек.
Самое важное - в нашем Telegram-канале