Жесткая конкуренция
Участники рынка утверждают, что кризис почти не отразился на востребованности услуг кабельного ТВ. "Только полтора месяца наблюдалось падение спроса. Сейчас ситуация стабилизировалась", – отмечает Олег Аверин, директор компании "Иллюзион". А Сергей Ваганов, гендиректор оператора "Инвис", сказал, что спада количества подключений не произошло, некоторые абоненты просто перешли на более дешевый пакет каналов.
В связи с этим рынок по-прежнему остается привлекательным и высококонкурентным. По словам Дмитрия Горец, коммерческого директора компании "Интелека", для оценки уровня конкуренции число игроков рынка не принципиально. "Важнее иметь представление о зоне охвата сети и степени проникновения, то есть количестве подключенных абонентов. На данный момент у "Интелеки" самая большая зона охвата. В нее входит почти вся многоэтажная застройка за исключением некоторых районов в центре города и Потока. И мы постоянно расширяем сеть".
Оператор "Инвис" работает в Индустриальном районе, "Иллюзион" – в Индустриальном и Ленинском, "Городок-ТВ" – в поселке Южном и на Потоке. "Сибирьтелеком", запустивший осенью прошлого года услугу "ТВист", потенциально имеет самую обширную сеть не только в городе, но и в крае. Но, как сообщили в службе внешних и внутренних коммуникаций оператора, не у всех интернет-пользователей есть возможность подключиться к услуге IPTV (телевидение через Интернет. – Прим. "ВД") в связи с технологическими особенностями оборудования компании, которое устанавливалось в разное время начиная с 1990-х годов.
Что касается числа абонентов, то большинство компаний его не раскрывают, ссылаясь на коммерческую тайну. Только в компании "Сибирьтелеком" сообщили, что в Барнауле сейчас около 700 пользователей IP-телевидения.
По словам операторов, в отрасли существует и "черный рынок". "Некоторые фирмы, занимающиеся установкой домофонов или систем видеонаблюдения, развешивают объявления, что предоставляют услуги кабельного телевидения. А лицензии на этот вид деятельности, как правило, не имеют. Иногда возникают фирмы-однодневки. Они подключают абонентов, естественно, за деньги, а затем исчезают", – рассказывает Олег Аверин.
Конкуренция между операторами многоаспектна. В первую очередь она идет в ценовой плоскости (см. таблицу). Конкурентным фактором выступает и транслируемый контент. Как правило, каждый оператор выбирает по одному из тематических телеканалов: один покупает National Geographic, другой – Discovery, третий – Animal Planet. Кроме этого, используется и стратегия уникального торгового предложения. Например, "Инвис" около года назад запустил цифровое телевидение. "Сибирьтелеком" предоставляет услугу по технологии IPTV (торговая марка "ТВист"), обеспечивающей пользователя дополнительными возможностями.
Некоторые операторы рассказывают даже о недобросовестной конкуренции. Один из участников рынка заявил, что против него используется "черный PR": якобы конкуренты распространяют информацию о скором закрытии его компании, чем дезориентируют потребителя. Кроме этого, по его словам, участились случаи искусственного повреждения кабеля.
"Конкуренция жесткая, – описывает ситуацию на рынке Олег Аверин. – Но если кабельный оператор хочет работать, то рано или поздно он начинает выстраивать с другими участниками отрасли конструктивный диалог. Бывает так, что несколько операторов "встречаются" в одном микрорайоне или доме, и нам вместе приходится решать организационные вопросы. Но некоторые фирмы на контакт идут сложно и не всегда ведут себя адекватно".
Плата за вход
В качестве основной проблемы, которая препятствует развитию кабельного телевидения в Барнауле, операторы называют некорректное отношение к ним управляющих компаний. Некоторые из них выставляют ценник за "вход в дом" на уровне 30–40 тыс. рублей и, кроме того, требуют арендную плату, размер которой колеблется от 100 до 2 тыс. рублей в месяц.
"Мы пытались найти в законодательстве обоснование возможности взимать арендную плату за проложенный в доме кабель, – говорит Сергей Ваганов. – Но ни в одном нормативном документе нет на это прямого указания. Так управляющие компании могут договориться до того, что обяжут Водоканал платить за трубы, которые введены в дом, энергетиков – за ввод электрических кабелей. Мы готовы оплачивать электроэнергию, которую используем в некоторых домах, и делаем это. Но нам не понятно, почему жители, которые уже вносят плату за содержание конструкций своего дома, должны за то же самое платить вторично. Ведь абонентская плата за техобслуживание нашей сети рассчитывается исходя из расходов оператора".
Несговорчивость ряда управляющих компаний приводит к тому, что от некоторых домов операторы отказываются.
Еще один фактор, тормозящий нарастание спроса, назвал Дмитрий Горец. "Темпы роста абонентской базы сдерживают сомнения людей в том, что им данная услуга необходима. Человек думает приблизительно так: "Зачем мне 55 каналов, если я телевизор смотрю редко? Мне и 12 хватит". Но те, кто попробовал, уже никогда не отключатся", – утверждает он.
Цифровое будущее
Несмотря на сдерживающие факторы, участники рынка прогнозируют дальнейший рост числа абонентов и развитие сервисов, которые пока мало востребованы в связи с их высокой стоимостью. "Предложение "ТВист" выступает технологией следующего поколения, когда не пользователь подстраивается под программу передач, а телевидение настраивается под пожелания зрителя. Именно в сторону дальнейшей персонификации и интерактивности и будет развиваться рынок. Возможно и улучшение качества вещания в свете планируемого перехода на цифровое телевидение", – считает Юрий Терентьев, директор Алтайского филиала "Сибирьтелеком".
Сергей Ваганов сообщил, что в настоящее время большинство абонентов "Инвис" подключается к аналоговому ТВ, но при этом почти во всех домах, обслуживаемых оператором, уже есть и пользователи цифрового ТВ. "В очередной раз названа дата "всеобщей цифровизации" – 2015 год. Но для нас цифровое телевидение уже не перспективы, а реальность, – говорит он. – Прогрессивные люди, знающие, в каком направлении идет технический прогресс, понимают, что переход на "цифру" неизбежен".
Технологии и цены
Оператор |
Технология |
Пакет |
Число каналов |
Абонентская плата (рублей в месяц) |
Стоимость подключения (рублей) |
Стоимость оборудования и его установки (тыс. рублей) |
"Интелека" |
Аналоговое ТВ |
"Социальный" "Коммерческий" |
14 55 |
13,2 130 |
- 525 |
- - |
"Инвис" |
Аналоговое ТВ Цифровое ТВ |
"Социальный" "Базовый" |
18 35 |
40 95 95+плата за каждый канал (от 2 до 299) |
100 100–600 200–600 |
- - 3 |
"Сибирьтелеком" |
IPTV |
"Эконом" "Стандарт" "Наш футбол" "Приват" |
10 54 1 2 |
50 150 299 99 |
300–850 |
4,2 |
"Иллюзион" |
Аналоговое ТВ |
57 |
150 |
- |
- |
Справка
Сегмент корпоративных клиентов у операторов кабельного телевидения представлен весьма скромно. Свои услуги в этом направлении предоставляют "Сибирьтелеком" и "Интелека". "Иллюзион" и "Инвис" с бизнес-клиентами не работают. "Юридические лица в основном подключают Интернет. Кабельное телевидение интересно ограниченному числу компаний, – рассказывает Дмитрий Горец, коммерческий директор компании "Интелека". – Это кафе, гостиницы, салоны красоты, клубы. Данная услуга используется ими как часть клиентоориентированного сервиса. Кроме того, сегодня среди населения все популярнее становится просмотр трансляций футбольных матчей в клубах. Также в подобных заведениях транслируются каналы моды, музыкальные клипы. Но это очень небольшой рынок и его трудно считать определяющим фактором для развития бизнеса".
Самое важное - в нашем Telegram-канале