Потребитель

Как переводить деньги, оплачивать услуги и контролировать состояние счета, не заходя в банковский офис

Еще в начале 2000-х интернет-банкинг для частных лиц наши банки почти не предлагали: услугой этой, как правило, пользовались только предприниматели и юридические лица. Но в последние годы в этой сфере случился настоящий бум. В 2012 году оборот рынка платежей через системы интернет-банкинга вырос на 39%, достигнув 591 млрд. рублей, – таковы данные консалтинговой компании J’son & Partners Consulting.

Интернет-банк, как бы его ни называли в конкретном кредитном учреждении, – это одновременно и помощник в управлении счетами, и инструмент контроля за своими финансовыми операциями. Ну и, конечно, способ оплачивать услуги и товары и переводить деньги.

С его помощью многие операции, которые еще вчера мы могли проделать только в офисе банка, выполняются с помощью нескольких легких движений компьютерной мышки.

Всегда на связи

26-летняя Татьяна из Барнаула установила себе интернет-банк одного из кредитных учреждений на мобильный телефон. У нее есть карточка этого банка, которую она открыла в родном городе. А сегодня она живет и работает в другом.

Татьяна,
пользователь интернет-банка:

Как я его использую? Смотрю, сколько денег пришло на карту, а как только карта пополнится, сразу перевожу часть денег на отдельный счет (накопительный), это просто. Таким образом я могу ограничивать расходы, чтобы не остаться без денег к концу месяца, и, с другой стороны, получить хоть небольшие проценты.

Татьяна – продвинутый пользователь компьютера, но работать с интернет-банком предпочитает через телефон – не будешь же таскать с собой ноутбук и искать выход во Всемирную паутину. И, если в дороге на счете телефона закончатся деньги, она наверняка не останется без связи: возможность оплатить услугу у нее почти всегда под рукой.

Расширенный сервис

Услуга "Интернет-банк в телефоне" (в разных банках она называется по-разному), как правило, предоставляется всем владельцам сотовых телефонов вне зависимости от модели.

Сергей Пирогов,
директор по розничному бизнесу операционного офиса "Алтайский" Альфа-Банка:

Особых требований к модели телефона в Альфа-Банке не предъявляется. Единственное, что аппараты, поддерживающие операционные системы Android, iPhone, Windows Phone или Jawa, позволяют пользоваться расширенным сервисом – это навигация на ближайшие банкоматы, скидки в магазинах, бесконтактные переводы и прочие.

Но, возможно, не все готовы, как Татьяна, установить интернет-банк на телефон. А вот научиться пользоваться системой через свой компьютер может действительно каждый – был бы выход во Всемирную паутину. Что же это такое?

Список пополняется

Интернет-банк – это, по сути, ваша личная страничка на сайте кредитного учреждения. Но не просто страничка: это, можно сказать, "полное собрание сочинений" всех ваших банковских операций.

Нередко главное условие открытия этой "личной странички" – наличие банковской карточки. Но и это сегодня требуют не все банки.

– Для подключения необходимо быть клиентом Альфа-Банка и открыть любой счет: кредитный, текущий, "мой сейф", может быть, это будет даже депозит, – говорит Сергей Пирогов.

Открыть такую "страничку" на самом деле просто: позвонить или прийти в банк, клиентом которого вы являетесь. Там вам выдадут пароль, после чего вы и получите возможность в любое время дня и ночи (и с любого компьютера) узнать, сколько денег накопилось на вашем вкладе, получить выписку по счетам, уточнить, когда погасить кредит и когда он был погашен в последний раз.

Здесь же можно погасить кредит со счета зарплатной карты, перевести деньги и оплатить услуги. Список услуг, конечно, зависит от банка. В крупных городах этим способом уже не только платят за воду, свет и тепло, но и бронируют и покупают авиабилеты и билеты в кино и театр, оплачивают штрафы ГИБДД и т. п.

Некоторые банки даже предоставляют пользователям онлайн-банкинга особые, более льготные условия по разным продуктам. Главное, что список возможностей постоянно пополняется – так что, как говорится, следите за рекламой.

Жизнь по шаблону

Оплата услуг, в том числе коммунальных, – одна из самых востребованных у клиентов интернет-банков. Не все банки, работающие в Алтайском крае, сегодня подключены к системе "Город". А жаль! Ведь она позволяет, не вводя каждый раз реквизиты жилищно-коммунальных компаний, платить за квартиру.

Мы пообщались с несколькими пользователями системы. Все они говорят: один раз мы заполнили реквизиты организации и сохранили их в виде шаблона.

– Сейчас наши клиенты могут оплачивать коммунальные услуги по шаблонам. В то же время до конца 2013 года мы планируем ввести систему "Город" на платформу "Альфа-Клик" для клиентов Алтайского края, – продолжает Сергей Пирогов. – Если оплата осуществляется с определенной периодичностью (те же услуги ЖКХ надо оплачивать каждый месяц до 10 числа), настройте услугу "Автоплатеж", тогда платеж будет совершаться автоматически в указанный вами период или дату.

В принципе, шаблоны можно создать для всех регулярных платежей, давая им при этом "говорящие" названия: если вы, например, часто переводите деньги ребенку, просто назовите их, скажем, "деньги сыну" или "гуманитарная помощь студенту". Тогда пользоваться шаблонами будет еще удобнее.

Сколько это стоит?

Плата за услугу интернет-банкинга не взимается: банкам развивать это направление выгодно, поскольку оно дает возможность сократить затраты на обслуживание клиентов.

Платят ли комиссию при переводах по этой системе? Обычная практика такова: если переводы делаются между клиентами одного банка, комиссия не взимается.

– Клиенты Альфа-Банка могут переводить друг другу деньги через "Альфа-Клик", указав при этом только сумму перевода и номер мобильного телефона или e-mail получателя платежа. Переводы между клиентами банка осуществляются без комиссии. За переводы в сторонние банки взимается комиссия от 0,5% до 5,9%, – говорят, в частности, в Альфа-Банке.

Цифры и факты

10 млн. – столько жителей России пользовались интернет-банкингом в 2012 году. Эти сведения были озвучены на форуме "Дистанционный банкинг-2013" в июне 2013 года.

Home Banking – так называлась первая система интернет-банкинга, созданная в США в 1980-х годах. Она давала возможность вкладчикам проверять свои счета, подключаясь к компьютеру банка через телефон.

1998 год – дата появления интернет-банкинга в России.

Планку в 100 тыс. пользователей интернет-банкинга первым в России "перепрыгнул" Альфа-Банк. Это случилось в 2006 году.

Важным свойством безопасности интернет-банкинга является подтверждение транзакций с помощью одноразовых паролей, чтобы перехват трафика не давал бы злоумышленнику возможности получить доступ к нашим финансам.

Как не дать шанса мошенникам?

Обновляйте антивирус

– Установите и обновляйте антивирус на вашем компьютере, – советует Сергей Пирогов, директор по развитию операционного офиса "Алтайский" Альфа-Банка. – Вирусные программы, распространяемые мошенниками, могут запоминать и отсылать всю информацию злоумышленникам. Если у вас есть подозрение, что ваши логин и пароль украдены, как можно быстрее смените ваш пароль в "Альфа-Клике" или через телефонный центр "Альфа-Консультант". Проверяйте, действительно ли соединение происходит в защищенном режиме SSL – в правом нижнем углу вашего веб-браузера должен быть изображен значок закрытого замка.

Не раскрывайте пароли

Никогда и никому не сообщайте и не вводите куда-либо конфиденциальную информацию: пароль или одноразовый пароль по SMS, в том числе для отмены или аннулирования операций. Пароли могут запрашивать только мошенники, в интернет-банке отменить операцию невозможно.

Следите на текстом

Внимательно читайте SMS-сообщения, всегда проверяйте реквизиты операции. Если пришло сообщение с операцией, которую вы не совершали, ни при каких обстоятельствах не вводите пароль и сообщите об этом по телефону банка.

Сличайте адреса

Иногда мошенники создают "клоны" банковских сайтов. Поэтом заведите себе привычку проверять адрес интернет-банка. Например, адрес "Альфа-Клик". Как рассказывает Сергей Пирогов, вас могут попытаться обмануть, предложив оставить ваши пароль и логин на поддельном сайте. Если обнаружили подделку, обязательно сообщите об этом через телефонный центр банка.

Звоните правильно

Мошенники на поддельных сайтах часто указывают неправильные номера, которые могут быть недоступны или по ним ответит оператор, который будет пытаться вас обмануть. В случае подозрения на мошенничество звоните только по номеру, указанному на вашей карте.

Сообщайте о потере

Если вы потеряли телефон, сообщите об этом по телефону банка или зайдите в офис. Ведь в этом случае ваша sim-карта через полгода может быть передана сотовым оператором другому человеку. А он в свою очередь может воспользоваться информацией о ваших операциях, поступающей на телефон. А затем похитить ваши деньги. В Алтайском крае в этом году уже зафиксирован такой случай. Сообщить в банк нужно и о смене sim-карты, даже если номер остался прежним.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость