Потребитель

Нюансы уплаты НДС при аренде госимущества

Мы продолжаем тему уплаты налога на добавленную стоимость при аренде предпринимателями государственного муниципального имущества, начатую в предыдущем выпуске нашей рубрики (см. № 40 от 8 июня). Об этом читателям традиционно рассказывает Аркадий Колпащиков, руководитель юридического центра "Де-Конс". Второй материал посвящен нюансам договоров, срокам уплаты НДС и возможности его вычета.

Агентский НДС и условия договора

При исполнении агентских обязанностей арендатор должен перечислять НДС в бюджет не из своих средств, а из доходов арендодателя. Иными словами, налог необходимо удерживать из арендных платежей, поскольку его базой в данном случае является сумма арендной платы с учетом налога (п. 3 ст. 161 НК РФ).

Согласно НК РФ единственно возможная для использования ставка НДС в такой ситуации – расчетная, равная 18/118 (п. 3, 4 ст. 164 НК РФ). Однако в среде налоговых работников бытует мнение, что для этого сумма арендной платы, указанная в договоре муниципальной аренды, должна включать в себя НДС. Между тем на практике требование инспекторов не всегда выполнимо, поскольку при определении размера платежей за использование муниципального имущества государственный собственник, как правило, опирается на базовую ставку, которая установлена местным нормативным актом. При этом арендодатели дополнительно не рассчитывают сумму налога, ограничиваясь пометкой в договоре о том, что сумма арендной платы указана без НДС.

Арендатору следует иметь в виду, что обязанности НДС-агента ему придется исполнять в любом случае, ведь передача имущества в аренду на территории России является объектом данного налога (п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Кроме того, сумму налога при этом придется прибавить к сумме, указанной в договоре, исходя из ставки 18% и перечислить в бюджет из собственных средств.

Арендатору имеет смысл инициировать внесение в договор необходимых изменений. Для этого достаточно заключить дополнительное соглашение к нему с указанием суммы налога, которая в составе арендной платы причитается муниципальному собственнику.

Сроки уплаты НДС для арендатора

Действующим налоговым законодательством предусмотрено, что уплата НДС по операциям, которые признаются объектом налогообложения, производится по итогам каждого налогового периода. С 1 января 2008 года налоговым периодом для всех предприятий вне зависимости от величины выручки является квартал.

Особых сроков уплаты НДС для арендаторов муниципального имущества не установлено, поэтому перечислять налог в бюджет они должны не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Те же сроки установлены для представления в инспекцию налоговой декларации.

В случае если агент работает по специальному режиму налогообложения, за ним сохраняются обязательства по представлению в налоговый орган декларации по НДС.

Так, согласно письму Минфина от 13 мая 2009 г. № 03-07-11/135 пунктом 5 ст. 346.11 гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" предусмотрено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, исполняют предусмотренные НК обязанности налоговых агентов, в том числе при исчислении и уплате в бюджет налога на добавленную стоимость".

Никаких исключений для организаций, применяющих ЕНВД, также не предусмотрено (ст. 161 НК РФ). В гл. 26.3 НК РФ также нет специальных норм, касающихся исполнения (неисполнения) "вмененщиком" обязанностей налогового агента. В ней лишь говорится о том, что "вмененщик" не является плательщиком НДС в отношении деятельности, облагаемой единым налогом (п. 4 ст.164 НК РФ). К аналогичному выводу приходят и суды (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24 сентября 2007 г. № Ф04-6501/2007(38740-А27-42, ФАС Дальневосточного округа от
1 ноября 2006 г. № Ф03-А59/06-2/3857, ФАС Северо-Западного округа от 7 декабря 2006 г.
№ А21-716/2006).

Таким образом, налоговый агент вне зависимости от применяемого им налогового режима должен уплачивать НДС в бюджет (в момент выплаты арендной платы арендодателю) и представлять налоговую декларацию по этому налогу в срок не позднее 20-го числа, следующего за истекшим кварталом.

Возможность вычета НДС

НДС, уплаченный в бюджет за арендодателя, арендатор-агент вправе предъявить к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ).

В соответствии с п. 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами. Таким образом, счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику вычетов по налогу на добавленную стоимость. Налоговые вычеты в данном случае могут предоставляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату НДС.

Следовательно, арендатор государственного и муниципального имущества вправе получить вычеты по налогу на добавленную стоимость на основании документов, подтверждающих его уплату. Нормы НК РФ в их конституционно-правовой трактовке по этому основанию не противоречат Конституции и правовым позициям Конституционного суда.

Таким образом, арендатор, являющийся в силу п.3 ст. 161 НК РФ налоговым агентом, не обязан выставлять самому себе счета-фактуры, но при этом имеет право предъявить перечисленный в бюджет НДС к вычету на основании документов, подтверждающих уплату НДС. Этими документами являются, например, платежные поручения (при наличии первичных документов, подтверждающих наличие арендных правоотношений).

Стоит особо отметить, что "упрощенцы" с объектом налогообложения "доходы минус расходы" могут принять сумму налога, уплаченную ими в качестве налогового агента, в расходы при УСН. В п.п. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ предусмотрен расход, уменьшающий налоговую базу по единому налогу, в виде сумм "налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов в соответствии с настоящей статьей и ст. 346.17 кодекса". Налоговые органы и Минфин России согласны с тем, что для целей налогообложения аренда является услугой исходя из определения самой услуги, приведенного в ст. 39 НК РФ. О том же, что арендная плата признается расходом при УСН, свидетельствует п.п. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Ответственность налогового агента

Ответственность налоговых агентов установлена в ст. 123 "Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов" НК РФ, где указано, что неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

При этом из положений ст. 24 НК РФ, в том числе ее пункта 4, следует, что на налогового агента не может быть возложена обязанность по уплате налога за счет собственных средств в случае его неудержания с доходов, выплаченных налогоплательщику. В силу п. 4 ст. 24 НК РФ налоговые агенты перечисляют в порядке, предусмотренном кодексом для уплаты налога налогоплательщиком, только суммы удержанных с доходов налогоплательщиков налогов. Лишь в случае удержания суммы налога налоговым агентом он становится лицом, обязанным перечислить (уплатить) в бюджет эту сумму.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость