Держать цены невозможно
Руководители компаний, торгующих бензином, объясняют ситуацию тем, что нефтеперерабатывающие заводы еще в октябре повысили отпускные цены на бензин. "Дело в том, что цена нефти на внешнем рынке достигла рекордной отметки - почти 100 долларов за баррель. Продавать нефть отечественным НПЗ "по дешевке" нефтяникам невыгодно", - рассказывает свое видение ситуации директор фирмы "Диамант" Сергей Фролов.
По словам Сергея Степанова, коммерческого директора фирмы "Газпромнефть-Алтай", цены на бензин в Алтайском крае, как обычно, держались на минимальном уровне до последнего. По крайней мере, на их заправках. "Сегодня мы торгуем себе в убыток, потому что вопрос о повышении цены на наших заправках должен решиться в головной фирме в Москве. А закупаем топливо уже по новым ценам, которые на заводах-производителях в Ачинске и Омске выросли", - говорит Степанов.
Цена вопроса
Сегодня на ряде барнаульских заправок популярный бензин Аи-92 стоит 20,5 рубля за литр, а Аи-96 - 22 рубля. Среднее повышение составило 1-2 рубля. В других регионах топливо подорожало примерно в тех же пропорциях. В целом же, по данным Московской топливной ассоциации, дизтопливо подорожало на 30,4%, бензин Аи-92 - на 10,7%, Аи-95 - на 7,9%.
Кстати, по прогнозам сотрудников АЗС, это не последнее повышение цены на бензин, в ближайшем будущем может произойти еще один скачок.
Билеты дороже
Чем же грозит повышение цен на топливо тем, у кого нет автомобиля? Конечно, повышением цен на перевозки, в первую очередь в автобусах и такси. Председатель Барнаульского городского общества автопредпринимателей, директор фирмы "Евробус" Валерий Леонов, рассказал, что уже несколько месяцев в краевой администрации лежат письма, в которых автопредприниматели обосновывают повышение цен на проезд. В частности, предлагается проезд в коммерческом автобусе повысить до 10 рублей, а в маршрутках до 13-14 рублей за одну поездку.
- За две недели цены у оптовиков взлетели на 2,5 рубля! Только на то, чтобы обеспечить автобусы бензином, у нас уходит 80 тысяч рублей в сутки. И хотя ежедневная прибыль составляет порядка 300 тысяч, нужно понимать, что из этих денег я должен выплачивать зарплату сотрудникам (в "Евробусе" работает 400 человек. - Прим. "СК"), делать ремонт и поддерживать весь автопарк в рабочем состоянии, - аргументирует свою позицию г-н Леонов.
- Вот когда весь городской транспорт встанет, тогда, может, власти поймут, что цену за проезд нужно повышать! А пока все перекладывают ответственность за принятие решения друг на друга, - говорит директор одного из барнаульских автопредприятий Сергей Гриднев.
Комментарии чиновника
Виктор Давыдов, начальник краевого управления по транспорту, дорожному хозяйству и связи:
- Рост цен на ГСМ сводит на нет все усилия навести порядок на дорогах и в транспортных услугах. Я читал про цены на автомобильное топливо в разных странах. В нефтедобывающей Туркмении литр бензина стоит 51 копейку на наши деньги, в Венесуэле - 77 копеек.
ГСМ дорожает, а стоимость проезда не увеличивается - транспортники терпят убытки. В результате мы имеем большой отток профессиональных кадров - водители пассажирского транспорта уходят в частные фирмы, занимающиеся грузоперевозками, а на их места приходят малоподготовленные кадры. Кроме этого, из-за убытков нет возможности обновлять подвижной состав. Отсюда и высокие показатели аварийности.
Повышение платы за проезд в общественном транспорте неминуемо! Последнее повышение тарифов было 1 ноября в 2005 году. А стоимость топлива за два года повысилась на 60%.
Расчеты сводятся к тому, что минимальная цена на проезд в Барнауле будет 9 рублей. Максимальная - 12. Я не могу сказать, что повышение тарифов произойдет 1 января 2008 года. Но оно будет точно.
Самое важное - в нашем Telegram-канале