В нашу пользу
Процессы, которые происходили в сегменте сотовой розницы на федеральном уровне в течение последних семи-восьми месяцев, существенно отразились на компаниях сотового ритейла Алтайского края. Один из таких значимых общероссийских трендов – это покупка операторами мобильной связи сетей сотовой розницы. Начало ему положил "ВымпелКом", который в октябре прошлого года приобрел 49,9% акций "Евросети". А в апреле текущего года последовало закономерное прекращение партнерских отношений между "МТС" и "Евросетью", которое произошло, несмотря на предписание ФАС в течение трех последующих лет на равных условиях продавать в салонах ритейлера контракты всех сотовых операторов.
В связи с этим владельцы местных салонов связи констатируют увеличение у них числа подключений к сети "МТС". "После того как "Евросеть" перестала работать с "МТС", у нас заметно возросло число клиентов, которые являются абонентами этого сотового оператора, и примерно в три раза увеличилось число подключений", – говорит Денис Барышев, генеральный директор сети салонов "GSM-индустрия". Значительное увеличение числа подключений к "МТС" с апреля текущего года отметил и Дмитрий Колотилин, директор сети салонов связи "Всем GSM".
При этом сама "МТС" приобрела несколько операторов сотовой розницы. В Алтайском крае присутствует только один из них – салоны связи "Эльдорадо". По словам Андрея Панина, коммерческого директора филиала "МТС" в Алтайском крае, региональная сеть ритейлера включает порядка 15 салонов. "Присоединение "Эльдорадо" к уже существующей розничной сети "МТС" позволит нам более эффективно обслуживать клиентов, расширить продуктовую линейку и в целом сделает брэнд "МТС" ближе к потребителям", – говорит он. Количество монобрэндовых точек "МТС" увеличилось и за счет закрытия проекта "Точка", который развивала его дочерняя компания "ТС-Ритейл". В Барнауле на месте данного магазина сегодня располагается салон оператора.
Достались по наследству
С начала текущего года наметилась и вторая общероссийская тенденция в сегменте сотовой розницы – сокращение числа салонов связи под федеральными брэндами. "Диксис", а затем "Цифроград" объявили о своем банкротстве и покинули региональные рынки. При этом "Цифроград" еще с прошлого года постепенно сокращал число салонов в Алтайском крае. По данным компании, которые были предоставлены "ВД" в феврале, в начале года в нашем регионе у ритейлера не осталось ни одного франчайзи-партнера. В феврале работали только 12 салонов, находящихся в собственности федеральной сети. Но в апреле и они закрылись.
"Диксис" в Алтайском крае был представлен в основном сетью двух франчайзи-партнеров, которая, по данным участников рынка, насчитывала более 20 салонов. Помимо этого, около пяти функционировавших магазинов находились в собственности головной компании. Последние закрылись после прекращения ее деятельности в феврале текущего года. А сети франчайзи-партнеров продолжают работать и сейчас под той же вывеской "Диксиса".
"Я не понимаю, почему мы должны менять оформление салонов, – недоумевает Дмитрий Колотилин, компания которого работала с "Диксисом" по схеме франчайзинга. – Объем инвестиций в оборудование одной торговой точки в соответствии с условиями договора составлял порядка 200–300 тыс. рублей. Срок действия соглашения истекает только через два-три года. Сейчас непростое время, и лишние затраты недопустимы". С ним согласен и предприниматель Денис Черных, также работавший с "Диксисом" по франшизе.
По словам г-на Колотилина, аналогичным образом дела обстоят во многих других регионах России. "На Урале один из партнеров "Цифрограда" создал сеть из 130 салонов, – рассказывает он. – И он тоже, насколько мне известно, не собирается ее переименовывать. Ведь, по сути, предприниматель самостоятельно развивал федеральный брэнд в регионе. И теперь он должен от него отказаться?" Дмитрий Колотилин с недавнего времени арендует торговую площадь в "Сити-центре", на которой ранее работал салон "Цифрограда". И до сегодняшнего дня отдел функционирует в характерном оформлении федерального ритейлера.
Число магазинов федеральных сетей сократилось не только за счет компаний, которые покинули рынок. В "Евросети" сообщили, что с начала года в Алтайском крае было закрыто пять торговых точек. "Сегодня в крае работают 52 салона. В плане оптимизации и повышения эффективности работы салонов Алтайский край является одним из самых успешных регионов в Сибири. В целом в сибирской "Евросети" оптимизация коснулась лишь 16% торговых точек, в Алтайском крае – менее 9%", – рассказал Алексей Попов, управляющий сибирского филиала компании "Евросеть".
Перспектив стало больше
На фоне спада активности федеральных игроков местные компании стремятся не упустить появляющиеся возможности. Евгений Карья, экс-начальник отдела маркетинга и рекламы группы компаний "Салоны связи" (ТМ "Дивизион"), в феврале текущего года заявлял о том, что сокращать число салонов в компании не планируется и при наличии выгодных предложений аренды возможно открытие новых. Реализовались ли данные намерения, выяснить не удалось, так как представители "Салонов связи" от комментариев воздержались.
"С началом кризиса мы отмечали падение выручки в пределах 15–20%. Но сейчас ситуация выровнялась. На плаву удалось удержаться за счет снижения издержек по ряду направлений и уменьшения количества торговых точек крупных игроков, – говорит Дмитрий Колотилин. – Уход с рынка федеральных ритейлеров и сокращение числа салонов у оставшихся положительно отразились на местной сотовой рознице, так как высвободившийся покупательский поток распределился по оставшимся магазинам. Кроме этого, нам удалось занять несколько неплохих мест, где раньше располагались салоны федеральных сетей". Денис Барышев также отметил, что в настоящее время не исключена возможность расширения сети.
Таким образом, руководители небольших местных сетей смотрят в будущее с оптимизмом. Денис Барышев уверен, что, даже несмотря на возрастающую конкуренцию со стороны подконтрольной сотовым операторам розницы, в частности развитие сети стоек, у местных компаний имеется своя рыночная ниша. "Наши конкурентные преимущества – это цены и качество сервиса. Продавцы в наших магазинах могут больше времени уделить каждому покупателю, нежели в торговых точках федеральных сетей, так как проходимость у нас меньше", – говорит он.
А Дмитрий Колотилин свидетельствует о том, что усиление позиций местной сотовой розницы признается и на федеральном уровне. "В конце апреля я присутствовал на международной конференции в Швейцарии, в которой участвовала "МТС" и ее региональные партнеры по сотовому ритейлу, – рассказывает он. – Из диалога стало понятно: и представители "МТС", и региональные фирмы осознают, что 2009 год пройдет под флагом усиления влияния именно региональных розничных сетей. Существенная часть федеральных компаний ушла с рынка. А у местных в структуре активов собственных средств больше, чем заемных, что в период кризиса является существенным преимуществом".
Справка
2% родителей в Сибири покупают своим детям сотовые телефоны стоимостью свыше 10 тыс. рублей.
Есть вопрос о репутации марки
Ольга Попова,
старший специалист "Юридического центра "Де-Конс":
Будем рассматривать ситуацию, при которой деятельность компании-ритейлера полностью прекращена (с соответствующим исключением из реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей).
Понятно, что успех деятельности франчайзи (пользователя) неразрывно связан с успехом франчайзера (правообладателя) и его финансовой стабильностью. В связи с этим немаловажным является вопрос о последствиях для франчайзи признания франчайзера банкротом и прекращения его деятельности.
Таким образом, с законодательной точки зрения (ст. 65, п. 2 ст. 1027 Гражданского кодекса РФ) банкротство франчайзера автоматически означает прекращение франчайзинговой сделки, а значит, влечет и невозможность использования того комплекса исключительных прав, который был предоставлен по соответствующему договору.
При продолжении франчайзи-партнером работы в прежнем формате может возникнуть несколько вопросов. В первую очередь это проблемы коммерческого характера. Так, встает вопрос о репутации обанкротившейся марки, под именем которой продолжает действовать партнер. В случае работы разных компаний-франчайзи под единой вывеской недобросовестное поведение одного из партнеров может негативным образом отразиться на добром имени другого. Эта ситуация вполне реальна, так как в случае банкротства франчайзера контролировать соблюдение франчайзинговых требований становится просто некому.
Самое важное - в нашем Telegram-канале