Скидочные сайты начали победное шествие по рунету в марте 2010 года. Бизнес-модель первого из них, сайта "Групон", понравилась многим, и сегодня в стране действует более сотни его копий. Они работают примерно по одному принципу, придуманному американским "Групоном" еще в 2008 году. А именно: фирмы предлагают на интернет-площадке купоны на скидку в 50–90% и получают массу клиентов. Сайт бесплатно рекламирует услуги компании широкой аудитории и берет комиссию от проданных купонов.
В результате все больше россиян стали покупать услуги с помощью купонов. В погоне за спросом скидочные сайты вышли за пределы двух столиц и устремились в регионы. "Биглион" стал первым ресурсом скидок в России, в Барнауле он появился год назад и до сих пор сохраняет лидирующую позицию. "Групон" же только недавно зашел на местный рынок. Есть здесь и другие игроки федерального уровня, например "Выгода.ру". Помимо них на виртуальной арене скидок бьются и региональные купонные сайты. Их точное количество вычислить сложно, поскольку то и дело возникают и закрываются новые сервисы. Но на данный момент с городскими компаниями сотрудничают около 10 купонных сайтов разного масштаба.
Начать такой бизнес сравнительно нетрудно. "Это стоит копейки", — утверждает индивидуальный предприниматель Денис Матис, прошлой весной запустивший с партнерами скидочный сервис "5ine". "Для создания ресурса достаточно 100–120 тыс. рублей, — говорит Матис. — Наш сайт, правда, уже был разработан новосибирскими партнерами для экономии времени. Плюс надо будет инвестировать в продвижение (на пиар "5ine" в Барнауле у нас ушло около 70 тыс. рублей). Сегодня, почти не занимаясь ресурсом, мы получаем доход в 30–40 тыс. рублей ежемесячно". Но г-н Матис не советовал бы предпринимателям заводить такой сайт только в качестве "дойной коровы". Над новым скидочным сервисом для успеха придется постоянно работать: конкуренция на рынке возросла с прошлой весны в разы, а прежний ажиотаж среди компаний-клиентов начинает угасать.
Дорогие клиенты
Доходы скидочных сайтов-лидеров идут не на тысячи, а на миллионы. Чтобы продолжать зарабатывать так же, они всеми силами стараются подогреть к себе интерес публики. Для фирм-партнеров это оборачивается проблемами.
Как сообщил директор по развитию "Биглион" Олег Савцов, минимальная скидка, которую должна предоставить компания на их сайте, — 50%. При этом "многое зависит от маржинальности товара или услуги". "Моему предприятию этот сайт предложил скинуть минимум 60%, — сообщил Сергей Рогачков, руководитель клуба по лазерной стрельбе "Полигон 22". — Плюс "Биглион" берет комиссию: половину от всей прибыли с акции. Итого получается, что я теряю не 60%, а 80% дохода. Слишком дорогие клиенты получаются".
Тем не менее в прошлом году г-н Рогачков привлек через "Биглион" за два месяца около 600 человек (тогда сайт еще соглашался на 50% скидки, а комиссию брал 30% прибыли с акции). Это был лучший результат в сравнении со всеми сайтами скидок, с которыми работал "Полигон 22", — сервисами "Шохотим", "Выгода.ру" и "5ine". Директор центра развития и релаксации "Радо" Дмитрий Савенко говорит, что сегодня приходится выбирать: либо сработать в убыток с сайтами-лидерами и привлечь широкую аудиторию, либо сэкономить с мелкими игроками купонного рынка — и получить не более нескольких клиентов.
"Периодически обращаемся к таким ресурсам. Но взаимодействовать стало сложнее, — констатирует г-н Савенко. — После акции на "Шохотим" в наш центр пришли два-три человека. А на "Биглионе" помимо жестких условий еще такой минус: размещения рекламы приходится ждать две-три недели. Например, наша фирма планировала запустить там кампанию на весь февраль, а получилось, что сайт в конце месяца смог бы только начать работу. Также они часто требуют делать для "клиентов по акции" какие-то дополнительные бонусы. А те небольшие деньги, которые все же достаются фирме, выплачиваются не единой суммой, а по частям в течение акции. Это работа в убыток".
При этом сумма выручки "Биглиона" должна составлять, по словам предпринимателей, не менее 10 тыс. рублей за акцию, в противном случае недостачу выплачивает фирма — поставщик услуги. Поэтому Александр Ушаков, директор службы доставки готовых японских блюд "Панда", предпочитает региональные сервисы скидок. Чтобы получать свой небольшой, но стабильный доход, они держатся за каждого партнера. "Нам нужна была акция на две недели, на 200 купонов. Ресурс "5ine" согласился на эти условия. С ним мы сотрудничаем на условиях 50% скидки. Срабатываем в ноль. Но привлекаем 30–40% новых клиентов", — поделился г-н Ушаков.
Вот почему многие фирмы, которые работают со скидочными сайтами-лидерами, перед акциями стали завышать цены на свои услуги: только так купонное сотрудничество выгодно. Другим предприятиям удается компенсировать скидки на цену своих услуг дополнительными платными предложениями. Так, в салоне "Эдель" к педикюру со скидкой предлагают лаковое покрытие по обычной цене.
Но большинство компаний подтверждает, что главный минус скидочных площадок возместить сложно: эти сайты не работают на увеличение постоянной клиентской базы. "Если раньше около 20% людей, привлеченных скидкой, потом возвращались по стандартной стоимости, сегодня такого быть не может, — уверен хозяин "Полигона 22". — Слишком много аналогичных предложений по купону на огромном количестве ресурсов — зачем же платить полную стоимость, пусть и в хорошем заведении?"
Рынок ждет новаторов
Денис Матис не планирует развивать свой ресурс. "Этот сайт был мне нужен скорее для опыта, — объясняет он. — За восемь месяцев "5ine" собрал клиентскую базу в 50 фирм, сегодня я каждый день получаю на почтовый ящик по 20 писем от новых желающих. Это позволяет особо не заботиться о ресурсе. У меня сейчас много других проектов, где куда больше перспектив занять сильные позиции". Тем, кто все же намерен открыть свою интернет-площадку скидок, он бы советовал искать новые ходы или ниши. Особенно большой успех, по его мнению, ждет сайты, которые будут специализироваться только на доставке еды со скидкой (такие услуги среди наиболее популярных и на нынешних универсальных сервисах).
Действующие сайты-лидеры стараются предлагать своим клиентам что-то новое. "Биглион" недавно открыл интернет-магазин, где собирает выгодные предложения по продаже товаров. Также он единственный в стране внедрил технологию покупки услуги или товара через мобильный телефон. "Групон" активно тратится на онлайн-маркетинг и привлечение новых пользователей. "Шохотим" предлагает не распечатывать купоны, а просто записывать уникальный цифровой код.
Но все это стандартные приемы. Выделяющимся среди продавцов скидок на местном рынке можно назвать алтайский ресурс "Фабрика бонусов" (бывший "Росдисконт"). Помимо Барнаула, он работает в Астрахани, Новосибирске, Челябинске и Томске. Сервис — не прямой конкурент купонных, но тоже предлагает компаниям привлекать клиентов скидками. "Механизм такой: клиент покупает карту за 300 рублей. Она позволяет ему год со скидкой пользоваться услугами всех заведений, с которыми мы работаем: ресторанов, кафе, магазинов и других. Размер скидки может быть от 3 до 100% на усмотрение компании. Размещение бесплатно. Сайт зарабатывает только на продаже карт, за последний год их продано 25 тыс. для 220 предприятий только в Барнауле", — рассказал директор "Фабрики бонусов" Андрей Малетин. Чаще всего компании выставляют скидку в пределах 10–15% — это не подстегивает клиентов тратить деньги немедленно, зато стимулирует посещать заведение периодически.
Эксперты полагают, что на скидочном рынке вскоре останутся только крупнейшие игроки и те компании, которые не будут очередным клоном "Групона", а внесут в скидочный бизнес что-то новое.
Цифра
90% российского рынка коллективных скидок приходится на три сервиса: "Групон", "Биглион" и "КупиКупон".
Самое важное - в нашем Telegram-канале