Посчитали — определились
В отчете исследования говорится, что до начала финансово-экономического кризиса на российском рынке сотовой связи фактор тарифной конкуренции утрачивал свое значение. В условиях постоянного увеличения доходов населения росла и эластичность спроса на услуги сотовой связи. Это позволяло федеральным операторам все больше отходить от конкурентной борьбы путем снижения базовых тарифов. В текущих же экономических условиях позиционирование себя как "дешевого и качественного" оператора снова начинает приобретать актуальность. Но суждения о том, какой оператор является самым дешевым, до недавнего времени не были подкреплены вескими аргументами.
Для расчета стоимости услуг сотовой связи Comnews Research использовал популярный метод расчета стоимости единого набора услуг ("корзины"). Все тарифы, существующие на рынке, были разделены на три группы: "малая корзина", "средняя корзина" и "дорогая корзина". К первой относятся тарифы с низкой стоимостью минуты разговора, ориентированные на студентов, пожилых людей, детей, включающие многочисленные дополнительные опции для снижения стоимости услуг. "Средняя корзина" включает самое большое число тарифов, которые характеризуются более высокой стоимостью минуты разговора, отсутствием многосоставных конструкций, позволяющих снизить цену услуг. Они ориентированы на среднестатистического абонента, который предпочитает не углубляться в нюансы тарификации. В "дорогую систему" входят безлимитные тарифы и тарифы с включенными пакетами услуг с фиксированной абонентской платой.
Исходя из анализа тарифных планов по данным группам Comnews Research представил сводные таблицы, где отражены стоимость каждой "корзины" в различных регионах, общий рейтинг стоимости услуг связи в регионах и рейтинги операторов связи по цене различных "корзин". При этом общие данные по ценам различных сотовых компаний в каждом отдельном регионе не были опубликованы, чтобы не допустить "скрытой и несанкционированной рекламы".
В результате исследования выяснилось, что стоимость сотовой связи в регионах России существенно различается. В самом "дорогом" регионе (Чукотском АО) тарифы в три раза выше, чем в самых "дешевых" (Краснодарском крае и Республике Адыгея). Алтайский край в общем рейтинге занял 26-ю позицию из 79.
В рейтинге цен на "малую корзину" край попал в двадцатку самых дорогих регионов. Согласно данным исследования, ее среднестатистический пользователь в нашем регионе тратит на связь 107,23 рубля в месяц. Для сравнения: в Москве и Московской области, где зафиксирована максимальная стоимость "малой корзины", абонент расходует на связь 177,56 рубля за тот же период. По стоимости "средней корзины" край стал 25-м по России. Она составила 266,32 рубля. Максимальная величина этого показателя зафиксирована в Магаданской области – 517,12 рубля. "Дорогая корзина" абонентам края обходится в среднем в 598,63 рубля. Это 30-е место по России. Максимальная ее стоимость в Чукотском АО — 1170, 84 рубля.
Самыми "дешевыми" операторами в России, по данным исследования, являются Tele2, "Уралсвязьинформ" (работает на Урале, основной акционер – "Связьинвест"), "Смартс" (работает в регионах Поволжья), которые в Алтайском крае услуги не оказывают. Из представителей "большой сотовой тройки" самая низкая стоимость связи зафиксирована в тарифах "МТС". Самым "дорогим" оператором во всех "корзинах" стал "Сибирьтелеком", что для Алтайского края вряд ли актуально. Не секрет, что "Алтайсвязь", которую контролирует "Сибирьтелеком", имеет репутацию оператора с низкими ценами. И заходя в новый населенный пункт, компания традиционно предлагает абонентам тарифы с очень демократичной стоимостью минуты разговора.
Дискаунтеров не хватает
Comnews Research выделяет два основных фактора, влияющих на стоимость сотовой связи в различных регионах: уровень конкуренции и потребительских цен. Связь дешевле в тех регионах, где сложился низкий уровень потребительских цен и представлены несколько операторов сотовой связи, в том числе и имеющих репутацию дискаунтеров (Tele2, "Смартс" и др.). В Алтайском крае к таковым с натяжкой можно отнести разве что "Алтайсвязь".
Комментируя ценообразование услуг связи, Елена Меньшикова, начальник отдела маркетинга и рекламы Барнаульского филиала "ВымпелКом", отметила, что на него влияет множество факторов, в том числе и уже упомянутая выше конкурентная среда. "Важны также капитальные затраты (чтобы обеспечить людей связью, нужно сначала сделать существенные вложения в строительство и развитие сети), постоянные расходы на аренду земли под базовыми станциями и электроэнергию (которые не склонны дешеветь, как мы знаем), затраты на доставку звонка абонента, где бы он ни находился, и многое-многое другое, — говорит она. — Цена — это весьма сложный показатель, балансирующий между затратами оператора, конкурентной средой и готовностью потребителя к определенным расходам".
Действительно, завышенная стоимость аренды земли под базовыми станциями в ряде районов края имеет место. Об этом операторы сотовой связи заявляли еще осенью прошлого года. Тогда же они пояснили "ВД", что арендная плата за землю в разных муниципалитетах региона отличается более чем в 200 раз. Если говорить о стоимости электроэнергии, то известно, что в Алтайском крае она выше, чем в большинстве регионов СФО, например, чем в Кемеровской и Иркутской областях.
Опции не учли
Вместе с тем конкурентная среда, имеющая столь важное значение для формирования цен на связь, может в крае в ближайшее время измениться. Представители отрасли телекоммуникаций в настоящее время обсуждают возможный выход на местный рынок оператора Tele2, который несколько месяцев назад начал предоставлять услуги в Новосибирске. Например, Лидия Сухачева, руководитель отдела маркетинга и рекламы компании "Алтайсвязь", не исключает, что "объективное изменение цен возможно из-за ряда рыночных факторов, в том числе и прихода в край нового оператора, который сможет предложить потребителям бросовые цены на связь".
"Сейчас у Tele2 нет лицензии на оказание услуг связи на территории Алтайского края, что является основной причиной отсутствия оператора на территории этого региона, — прокомментировал Сергей Андрияшкин, руководитель внешних связей "Tele2 – Россия". – Мы заинтересованы в развитии наших операций в России, в том числе и в Алтайском крае. Мы верим, что выход нашей компании позволит заметно снизить стоимость услуг сотовой связи за счет усиления конкуренции".
Операторы связи в основном воздержались от оценок результатов исследования Comnews Researсh. Влад Бух, маркетолог-аналитик отдела маркетинга и рекламы "Алтайсвязь", считает, что отчасти с полученными данными можно согласиться. "Но это исследование, как и любое другое, предполагает определенные допущения, — говорит он. — Предположение о том, что в Алтайском крае высокая стоимость услуг сотовой связи и низкий уровень конкуренции, основывается на анализе только стандартных тарифных планов, при этом не берутся во внимание различные дополнительные услуги, снижающие стоимость как минуты вызова, так и GPRS, SMS и др. Востребованность допуслуг постоянно растет". Действительно, дополнительные опции исследователи не принимали во внимание ни в одном из регионов.
Опрос: Сотовая связь в Алтайском крае дорогая?
Михаил Рязанов,
директор фирмы "Атикс":
Конечно, дорогая. За границей, например, намного дешевле — можно купить безлимитный тариф за $ 20. Недавно был на Украине. Там работает пара операторов сотовой связи, которые есть и у нас. Разговор внутри сети у данных компаний бесплатный, чего в нашем регионе не наблюдается. С Украины можно позвонить в Россию за четыре рубля, а из России на Украину мы звоним за 70 рублей.
Юрий Ворожцов,
индивидуальный предприниматель:
Хотелось бы, чтобы она была подешевле. Но объективно сложно оценить. Для этого надо знать тарифы в других регионах. В целом я доволен своим основным оператором связи. У меня подключен "Любимый номер", и со своей супругой я могу разговаривать сколько захочу за умеренную плату. Но тем не менее у меня есть sim-карты и других операторов, чтобы можно было сэкономить.
Андрей Нестеров,
коммерческий директор компании "Промэкс":
Недорогая, с одним лишь "но". Если выезжаешь за пределы края, а тем более за границу, связь становится намного дороже за счет роуминга. Особенно это ощутимо в тарификации соединений с Интернетом. Пользоваться данной услугой с помощью коммуникатора за пределами края недешево.
Марина Ракина,
директор агентства недвижимости "Индустриальное":
Я считаю, что дорогая. Сотрудники нашей компании подключены к корпоративному тарифу. И стоимость связи для нас постоянно растет. Это при том, что мы следуем советам нашего менеджера, который предлагает варианты по оптимизации расходов. Тем не менее, как рассчитываются наши затраты, непонятно.
Сравнительная стоимость услуг связи в регионах СФО
Регион |
Рейтинги по России (за единицу принята средняя стоимость связи по России) |
Стоимость "малой корзины" (руб.) | Стоимость "средней корзины" (руб.) | Стоимость "дорогой корзины" (руб.) |
Республика Тыва | 1,20 (19)* | 103,66 (24) | 303,93 (13) | 638,17 (22) |
Новосибирская область | 1,19 (21) | 97,65 (37) | 358,21 (6) | 577,21 (32) |
Республика Алтай | 1,15 (24) | 118,58 (11) | 268,80 (24) | 616,83 (25) |
Алтайский край | 1,12 (26) | 107,33 (20) | 266,32 (25) | 598,63 (30) |
Кемеровская область | 1,02 (35) | 83,82 (59) | 256,37 (30) | 549,05 (44) |
Омская область | 0,99 (39) | 79,42 (68) | 212,82 (57) | 568,50 (38) |
Республика Хакасия | 0,95 (44) | 100,66 (33) | 235,30 (41) | 673,27 (18) |
Томская область | 0,93 (46) | 85,59 (54) | 241,35 (37) | 486,63 (56) |
Красноярский край | 0,92 (51) | 113,69 (14) | 256,12 (32) | 608,53 (28) |
Иркутская область | 0,80 (66) | 101,69 (30) | 233,64 (43) | 434,86 (69) |
Республика Бурятия | 0,80 (67) | 96,69 (40) | 295,83 (15) | 463,26 (62) |
Самое важное - в нашем Telegram-канале