Игра в одни ворота
Александр Михельсон,
главный редактор еженедельника "Авторынок":
Есть мнение, что повышение штрафов ничего не дает. Я с этим категорически не согласен. Высокие штрафы – один из самых эффективных методов воздействия на ситуацию на дорогах. Причем это давно уже пройдено в тех странах, которые мы называем развитыми, и там штраф в разы больше.
У нас штрафы серьезно подняли только-только, какие-то полгода назад, какие-то – всего пару месяцев назад. Это не срок для понимания процесса. Но практика показывает, что автомобилисты и пешеходы стали чаще соблюдать правила, а количество ДТП падает. И если учитывать, что постоянно увеличивается автопарк, то это показатель, согласитесь?
Но статистика, особенно всплеск аварийности в прошлом месяце, объективно говорит: только этими методами порядка добиться сложно.
Нужна адекватная работа ГИБДД, дорожных служб, активная рекламно-просветительская деятельность и многое другое. Почему, например, бьются автобусы и дальнобойщики? Потому что люди готовы по трое суток не выходить из-за руля, лишь бы не потерять работу. Это сложная системная проблема, которая должна решаться комплексно под контролем государства.
Но все эти методы сегодня по разным причинам не работают. И мы видим: чем выше штрафы, тем лучше соблюдают правила. С одной стороны, пусть хоть в 10, хоть в 20 раз их поднимут – если это повлияет на ситуацию на дорогах, спасет людей, то я за.
С другой стороны, возникают дополнительные вопросы. О том, почему за нарушения у нас наказывают избирательно. О том, почему у нас априори во всем виноват водитель и все эти ограничения вводятся против них, а все остальные: сотрудники ГИБДД, дорожные службы, пешеходы – априори хорошие.
Если бы было сказано так: "Ребята, мы вводим высокие штрафы, но параллельно по такому-то плану начинаем ремонтировать дороги, внятно бороться с коррупцией, технически перевооружать ГИБДД", то тогда ладно.
А пока получается, что игра идет в одни ворота, в ворота водителей. Но в нынешней ситуации в нашем государстве я просто не вижу другого метода, кроме как существенно повышать штрафы.
Можем вызвать озлобленность
Андрей Пономарев,
начальник отдела ГИБДД УВД по городу Барнаулу:
Буквально сегодня по одному из телеканалов смотрел любопытную программу на эту тему с участием руководителя движения автомобилистов России Виктора Похмелкина и известного адвоката Анатолия Кучерены.
Главная мысль обоих: мы не сможем навести порядок на наших дорогах одними карающими мерами, нужна комплексная программа.
Я полностью согласен с этим мнением. Если подходить к проблеме комплексно, то нужно менять менталитет людей еще со школьной скамьи, с тех пор, когда человек приходит в автошколу.
Нужно менять трудовое законодательство. Водитель не должен находиться на своем рабочем месте, за рулем, более 10 часов. Это должно касаться в первую очередь водителей автобусов, такси, которые находятся в машинах целыми сутками.
Как начальник ГИБДД могу добавить следующее: ужесточив наказания за нарушения, мы вызовем на себя со стороны водителей еще больше негатива, еще большую озлобленность, чем сейчас.
Соглашусь с законодателями в том, что беспощадно штрафовать и наказывать нужно за грубые нарушения, из-за которых сейчас чаще всего на российских дорогах происходят ДТП.
Это такие нарушения, как управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, выезд на полосу встречного движения, проезд перекрестка, перевозка пассажиров с различными нарушениями и разговор.
Смогли же мы увеличением штрафных санкций наконец-то пристегнуть ремнями безопасности водителей и пассажиров легкового, пассажирского, грузового транспорта.
Культура – это сложно
Сергей Поспелов,
председатель Алтайской федерации автомобильного спорта:
Нельзя одними запретами добиться порядка на дорогах. У нас же не армия, у нас свободное общество. Нам менталитет надо переделывать, который вбивали десятилетиями: ни водители, ни сотрудники ГИБДД, ни пешеходы не умеют вести себя на дорогах. И пока, хоть запрещай, хоть не запрещай, ситуацию не исправишь.
Обучать культурному поведению на дорогах нужно в семьях и в автошколах. Как у нас сейчас родители водят детей в школу? Дорогу переходят где попало. Как у нас машины ездят по городу? Водители толком правил не знают, а если и знают, то не соблюдают.
И мы все в курсе, как многие сдают экзамены и получают права. А еще у нас не только в городе, но и во всей Сибири нет ни одного автодрома, который отвечал бы всем современным техническим требованиям. А чего мы от людей хотим, если их многому просто не научили…
Приведу повседневные примеры. Допустим, уступил ты кому-то в потоке машин дорогу, а не поблагодарили, потому что не хотят или не умеют это делать. Станешь ты в другой раз кому-то дорогу уступать? А если вместо того, чтобы жестом вежливо попросить уступить дорогу, кто-то внаглую втискивается перед тобой, ты уступишь? Скорее всего, скажешь: "Вот наглец, я тебя не пропущу!" А это уже авария. Вот он, наш менталитет! Вот оно, наше воспитание…
Я считаю, что нам "всего лишь" нужно научиться культурно себя вести. Это самое сложное. А вот запреты – самое простое. Возьмите программы по безопасности дорожного движения, у которых ГИБДД и заказчик, и исполнитель. Что им нужно, для того чтобы улучшить ситуацию на дорогах и научить людей правильно ездить? Машины, радары, компьютеры. Все средства направлены на то, чтобы бороться с последствиями, а не устранять причины. У нас так же борются с курением и наркоманией: призывают бросить, вместо того чтобы увлечь человека другими делами, чтобы он никогда и не начинал.
Самое важное - в нашем Telegram-канале