– И куда теперь эти деньги ушли? – спросила я консультанта в банке.
– Вы их подарили банкомату... – Сбербанку? Шутите!
Пропасть в "черной дыре" банкомата деньги могут не только из-за случайной ошибки. Бывает и так: банкомат "скушал" ваши кровные, но не зачислил их на счет карточки. Иногда попытки вернуть деньги могут вообще оказаться безуспешными, как это случилось с моими коллегами.
Тревожная кнопка
Собственно, заплатить за квартиру в тот день я хотела у банковской стойки. То ли так сошлись звезды, то еще почему, но принимать от меня платеж отказались – направили платить наличными в банкомате. О том, что поступать так служащая не имела права, мне в пресс-центре Сибирского банка Сбербанка России объяснили позже: способ оплаты выбирает клиент, а не банк. Тогда же я решила: а почему бы и нет?
И вот я у банкомата. Аппарат честно предупреждает: сдачи он не дает. Но коммунальный платеж – сумма чаще всего некруглая. Если бы я в тот день платила в кассе, получила бы сдачу в 647 рублей.
Банкомат же предлагает зачислить сдачу на оплату телефона или отказаться. Выбрав в спешке "отказ от сдачи", я легким движением руки сама создала себе проблему.
Сиротские копейки
Как пояснили в банке, чтобы получить сдачу на руки, мне надо написать заявление о спорной операции. При этом деньги пообещали вернуть лишь через 30–40 дней наличными или путем зачисления на какой-либо счет (как укажет клиент).
Надо сказать, что сам факт наличия этой кнопки лично меня заставил подумать о большой щедрости наших людей: кто-то ж добровольно отказывается от денег… Ни в пресс-центре банка, ни его специалисты наличие этой кнопки толком не объяснили. Мое алчное предположение, что за пользование шестью сотнями надо бы выплатить мне какие-никакие проценты, осталось без ответа. Наоборот, когда деньги пришли и я снимала их со сберкнижки, я сама заплатила банку сиротские три копейки за снятие наличных.
И все же мой неудачный опыт общения с банкоматом – цветочки по сравнению с тем, что произошло с коллегами.
Вежливо отшили
– В воскресный день, 29 января, мы с двумя приятельницами встретились, чтобы купить авиабилеты, – рассказывает журналист Мария Чугунова. – Решили зачислить деньги на мою сбербанковскую карту – через Интернет за билеты удобнее расплачиваться с одной карты. Отсчитали 44 тыс. рублей (одна купюра пятитысячная, другие по тысяче), перепроверили два раза. К терминалу Сбербанка пошли вдвоем. Деньги он принял, выдал чек… К нашему изумлению, в чеке мы увидели, что на карту зачислено всего 39 тысяч! А пять тысяч терминал не зачислил и не вернул.
И началась эпопея по возврату денег. В ходе разбирательств подругам назвали пять разных сроков урегулирования ситуации, проверку проводили две комиссии банка. Через два месяца Марию пригласили в офис банка в Барнауле. Николай Иванов, заместитель управляющего отделением банка, извинился за проволочки с ответом и вежливо посоветовал… обращаться в суд. Марии он выдал результаты двух экспертиз, из которых следовало: пять тысяч рублей мои коллеги не вносили. К тому же при снятии кассы банкомата эти деньги так и не обнаружили. В пресс-центре банка рассказать какие-либо подробности по этому делу отказались, сославшись на банковскую тайну клиентов.
– В частном разговоре с работником банка мне пояснили, что купюра могла не попасть в сейф банкомата и застрять где-то в другом его отсеке, после чего их мог взять инкассатор, – говорит Светлана Чистякова, одна из пострадавших. – Но официальные лица этого не допускают.
Все в суд
Истории из серии "банкомат „скушал“ деньги, а на счет не зачислил", не просто неприятные. Если вы гасите кредит, то можете нарушить график и напрочь испортить себе кредитную историю. А банк еще и начислит вам пеню. Увы, дальнейшие сбои не исключены.
– Основная причина сбоев – потеря связи с процессингом платежной системы в момент проведения операции. Несмотря на принимаемые меры, обеспечить гарантированную работу каналов связи с учетом обширной территории нашего государства не может ни один оператор связи, – "утешили" меня в пресс-центре.
В подобном случае, как сообщает банк, следует написать заявление о спорной операции. Коллеги это, понятно, сделали, но денег не дождались. Идти в суд? Шансы вернуть деньги через суд они оценивают невысоко – об этом им в неофициальной беседе сказал один из работников Сбербанка. На днях они написали жалобы в Центральный банк и прокуратуру.
Кстати, в ряде банков для разбора спорных случаев появилась должность финансового примирителя (омбудсмена). Однако на мой вопрос, нет ли подобных планов у Сбербанка, в пресс-центре вновь воздержались от ответа.
Если банкомат "зажал" деньги…
Зафиксируйте все факты. Сразу после некорректной операции позвоните на "горячую линию", узнайте и запишите фамилию оператора. Сохраните чек. Напишите заявление в банк, к нему приложите копию чека: оригинал может пригодиться, если вы пойдете в суд.
Если банкомат не выдал чек, сфотографируйте на камеру мобильника дисплей, на котором появилась информация о некорректной операции, запишите номер банкомата и время сбоя, координаты свидетелей, если таковые имеются.
Проверяйте купюры: две слипшиеся купюры банкомат может принять за одну.
Комментарий
Людмила Жгун,
директор алтайской организации "Защита прав потребителей":
В подобных случаях следует предъявить в банк претензию, сроки ее рассмотрения указаны в договоре. Чаще всего по претензиям выносится положительное решение. После удовлетворения претензии вы вправе предъявить требование о выплате процентов, но речь идет всего лишь о 8% годовых (с момента получения претензии банком). Как видите, сумма невелика и обращаться в суд за ее взысканием невыгодно.
Самое важное - в нашем Telegram-канале