Буква закона такова. Согласно правилам, "оказание услуг связи может с согласия абонента сопровождаться оказанием оператором связи иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами связи и направленных на повышение их потребительской ценности", пояснили "СК" в юридическом центре "Де-Конс". А вот подключение иных бесплатных или платных услуг, о которых ни слова не сказано в договоре, возможно только после внесения изменений в договор и только по соглашению обеих сторон.
Но в договорах на оказание услуг связи сотовых операторов, которые подписывают абоненты, предусмотрено самовольное подключение допуслуг со стороны операторов. Например, в договоре "ВымпелКома" ("Билайн"), выложенном на его сайте, предусмотрен пункт 2.16. В нем сказано, что оператор вправе проводить промоакции, в период которых абонент пользуется услугой без взимания платы для возможности ознакомления с ней. Оператор должен уведомлять абонента о проведении таких акций. Кроме того, он должен уведомить и о том, что предложенная в рамках акции услуга стала платной. Если абонент от нее письменно не откажется, будет считаться, что он согласился на подключение.
Как комментируют тему сами сотовые компании? По словам Евгения Антоненко, руководителя коммерческого отдела Алтайского отделения "МегаФона", сибирский филиал компании практикует подключение допуслуг для продвижения ряда сервисов. "Такую схему принято называть Try&Buy. Дословно – „Попробуй и купи“", – говорит он. Услуги автоматически подключаются на определенный срок бесплатно, а затем отключаются. Понравилась услуга абоненту – он должен подключить ее уже сам.
Павел Зенков, коммерческий директор филиала "МТС" в Алтайском крае, сообщил, что в 2010 году компания не подключала без ведома абонентов дополнительные платные услуги. Что касается бесплатных сервисов, то сегодня, по его словам, "в наших салонах-магазинах можно приобрести sim-карту с уже подключенными услугами, которые в течение первого месяца предоставляются бесплатно, а потом за них начинает взиматься абонплата". И продавец-консультант, по словам г-на Зенкова, обязательно ставит клиента в известность о наличии допуслуг на sim-карте.
Впрочем, по словам Нины Сугатовой (абонент "МТС"), компания все же практикует подключение дополнительных сервисов уже действующим абонентам. "В августе этого года „МТС“ стала присылать мне SMS-ки с сообщением о погоде, – говорит она. – Но через неделю, когда она стала платной, отключила и предложила подключить ее, если я этого хочу".
Как избавиться от навязчивого сервиса?
1. Воспользоваться системами самообслуживания на сайтах операторов: "Личный кабинет" у "Билайна", "Интернет-помощник" у "МТС" и "Сервис-Гид" у
"МегаФона".
2. Позвонить в call-центр оператора и попросить диспетчера отключить услугу. Правда, ждать ответа часто приходится минут 15, а то и дольше.
3. Прийти в офис обслуживания и письменно отказаться от услуги.
Самое важное - в нашем Telegram-канале