Дмитрий Лебедев говорит о том, что инвестиции в строительство транспортных развязок внутри города зачастую не приносят желаемого эффекта: "В Томске и Новосибирске построили развязки за несколько миллиардов рублей, но пробки никуда не рассосались. В Лос-Анджелесе хватило денег, чтобы весь город насквозь "прошить" магистралями. Пробки остались". По мнению урбаниста, для решения транспортной проблемы в любом городе, необходимо насыщать жизнью небольшие по площади территории: повышать плотность населения, увеличивать деловую активность и, обязательно, развивать общественный транспорт. Последнее - непременное условие. "Мы должны перевозить людей, а не автомобили", - говорит Лебедев.
В Барнауле, отмечает эксперт, уже создано четыре очага деловой активности: в историческом центре, на пересечении улицы Северо-Западной и проспекта Ленина, на Малахова и Балтийской. Это наглядно показывает карта, составленная на основе данных о количестве зарегистрированных компаний и плотности населения города (использован сервиса 2ГИС).
Дмитрий Лебедев,
урбанист:
Экономический центр Барнаула совпадает с историческим. Плотность фирм в этой части города в разы выше: на 25% населения приходится 40% фирм. И, как показывает практика, предприниматели до сих пор предпочитают центр другим районам города. Такую концентрацию можно объяснить изначально грамотной застройкой города.
Лебедев говорит о том, что исторический центр Барнаула довольно плотно населен, а фасады домов выходят на тротуары (чего лишен, например, Новосибирск). Это позволило собственникам открывать свои магазины и другие предприятия, а значит мобильно приспосабливаться под экономические изменения.
Дмитрий Лебедев,
урбанист:
В новых микрорайонах главная проблема - нет непрерывного города. В них, как на селе, все далеко друг от друга, оторвано. А это значит, что по делам нельзя сходить пешком. Надо ехать на значительное расстояние и заниматься логистикой, собирая поездки в "пачки". Но есть несколько мест, где более плотная, менее разорванная среда - я на карте их отметил.
Сформированные центры деловой активности разумно развивать. Конечно, для этого нужно придерживаться жестких правил застройки территории, чтобы не ухудшать качество жизни людей. Скажем, не повышать этажность зданий в центре, регламентировать строительство парковок. "Принципы застройки участков по периметру позволяют получить плотность населения, сопоставимую с 16-20-этажными "свечками", - говорит эксперт.
Дмитрий Лебедев,
урбанист:
Сейчас многие говорят, что города надо разуплотнять - считается, что пробок меньше станет, если все перестанут ехать в одно место. В Барнауле как раз это и было сделано. Здесь за линией железной дороги построен новый город. Въездов в центр всего три. Вроде бы веский повод не ехать в эту часть города, но она оказалась людям нужнее.
Справка
Дмитрий Лебедев - новосибирский урбанист, аналитик, программист и член Общественного экспертного совета при мэре города Новосибирска по вопросам градостроительства. Подготовил курс лекций: "Что мы знаем про города: урбанистика и реальность". В них эксперт анализирует развитие ряда городов, в том числе Барнаула.
Самое важное - в нашем Telegram-канале