Поможет федеральный закон
Тимофей Ярцев,
заместитель начальника управления общественного порядка ГУВД края:
Раньше в трудовом законодательстве были предусмотрены социальные гарантии для дружинников в виде дополнительных дней к отпуску и т.п. И дружины действительно помогали милиции. Вот представьте себе: мне нужно отправить наряд на охрану общественного порядка. Для этого необходимо выделить двух-трех сотрудников милиции. Но если мы направляем в наряд сотрудника милиции с представителем общественности, то мы можем увеличить так называемую плотность патрулей, и они обойдут большую территорию, заглянут в большее количество дворов.
Закон "Об участии граждан в охране общественного порядка" пока на федеральном уровне отсутствует. Но это не значит, что ничего не делается в регионах. В Алтайском крае, например, такой закон давно действует. Он, кстати, признан научным сообществом, которое готовило проект федерального закона, наиболее грамотным документом. Правда, он не содержит тех самых гарантий трудового законодательства и не гарантирует гражданам, участвующим в охране общественного порядка, получения первоочередной помощи в учреждениях здравоохранения, если вред здоровью будет причинен во время оказания помощи органам внутренних дел.
Тем временем подобных общественных объединений в крае более 600, в них около шести тысяч участников. В сельской местности такие дружины организуются на базе сельхозпредприятий, их работа направлена на сохранность собственного имущества – охрану мест выпаса скота, материальных ценностей и т. д. Есть районы в крае, где ежедневно в помощь милиции выделяются сотрудники муниципальных учреждений. Есть опыт работы и в городах. У нас даже есть примеры, когда такие граждане поощряются наградами Алтайского края.
Что изменит закон? Принципиальные подходы к организации дружин. Ведь он предусматривает не только возможность создания таких объединений, но и наличие обязанностей по их созданию. Пока мы в ряде районов сталкиваемся с нежеланием администраций к привлечению граждан к охране порядка. На основе закона будут внесены изменения в другие федеральные законодательные акты. Например, в Трудовой и Гражданский кодексы. Чтобы не было такого, что кого-то, скажем, уволили за то, что он не вышел на работу, потому что оказывал помощь милиции. Может быть, будут давать за это дополнительные дни к отпуску. Может быть, вернут норму Уголовного кодекса, когда преступления, совершенные в отношении гражданина, осуществляющего деятельность по охране общественного порядка, расценивались почти наравне с ответственностью за деяния в отношении милиционера при исполнении.
Лучше инспектор, чем дружинник
Анна Казакова,
заместитель директора по воспитательной работе средней общеобразовательной школы № 106 Барнаула:
Анна Казакова, заместитель директора по воспитательной работе средней общеобразовательной школы № 106 Барнаула.Анна ЗайковаЯ думаю, что сегодня от таких дружин не будет толка, потому что здравомыслящий человек просто туда не пойдет. Я убеждена, что любую работу должны выполнять профессионалы. То есть люди, которые, во-первых, умеют это делать, во-вторых, получают за свой труд заработную плату, в-третьих, несут ответственность.
Очень часто мы, учителя, выполняем функции по охране общественного порядка на городских мероприятиях. Нас, не спрашивая нашего мнения, выгоняют на улицу, где мы, по сути, выполняем функции этих самых народных дружинников. Мы бываем на всех массовых праздниках с участием детей и молодежи. Дежурим на Дне города, на елках и т. п. Но если милиция не может повлиять на разбушевавшуюся молодежь, на растущую преступность, то что в этой ситуации можем сделать мы?! Кроме того, я подвергаю опасности себя и свою жизнь.
Наша школа находится в неблагополучном районе, и, наверное, было бы хорошо, чтобы охране порядка здесь уделяли больше внимания. Но я все равно считаю, что эти функции должна выполнять милиция. А она сегодня не работает на все 100 процентов. Не так давно сотрудница нашей столовой шла на работу и буквально во дворе школы встретила человека, который, угрожая ножом, отнял у нее сумку. После случившегося мы вызвали милицию, написали заявление, но до сих пор оттуда нет никаких вестей…
Я думаю, что милиции больше нужны внутренние реформы, чем общественные, не всегда подготовленные помощники. Во всем мире ведь как-то решаются эти вопросы, и часто лучше, чем у нас. Может быть, если поработать, и у нас найдется решение?
Кроме этого, я считаю, что милиционеров недостаточно. Недавно во многих социально трудных школах, таких как наша, где в классах выравнивания и компенсации учатся дети со всего города, была введена ставка инспектора отдела по делам несовершеннолетних. Мы были этому очень рады! Но. Нашего инспектора постоянно отвлекают на другие дела. По графику в школе он работает два раза в неделю по два часа. Инспектор хочет выполнять свои обязанности, с него спрашивают, но что он может за это время успеть? И с нас тоже спрашивают: инспектор в школе есть, а показатели плохие! Здесь нужно что-то менять.
Кроме этого, у нас постоянно меняется и участковый инспектор. А почему? Может, просто не созданы условия на рабочем месте? Нет желающих работать? Это вопросы, которые требуют решения. Уверена, что участковый инспектор может больше, чем любая дружина, особенно если он долго работает на одном месте.
Необходимы новые подходы
Равиль Абызов,
доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и криминологии Алтайской академии экономики и права:
Эти дружины, бесспорно, нужны. Они могли бы "оттянуть" на себя обеспечение порядка на улицах и в общественных местах, а милиция бы переключилась на более серьезные вещи. Правоохранительные органы без участия населения никогда не были способны решить проблему борьбы с преступностью полностью. Общество обязательно должно принимать в этом участие.
Более того, я вижу развитие темы. Можно направлять дружинников на краткосрочные курсы по основам законодательства, скажем, при юридических факультетах вузов. Такой шаг можно рассматривать и как временное снятие проблемы безработицы.
Кроме того, работать по старой советской схеме сегодня невозможно. Раньше добровольные народные дружины создавались на базе крупных государственных предприятий, которые предоставляли им различные льготы. Сейчас работодатели – это преимущественно частный и коммерческий сектор, им неудобно и невыгодно иметь такие структуры. Тогда на базе чего создавать дружины? За чей счет финансировать? Ведь сегодня просто так в них никто не пойдет.
Решение проблемы, я думаю, есть. В советское время существовал фонд "Правопорядок", и его можно возродить. В него могли бы в обязательном порядке отчислять средства те же коммерческие структуры, вместо того чтобы выделять сотрудников. А в бюджете МВД на этот фонд ввести отдельную статью, как это было в СССР. Но заниматься созданием дружин, руководить ими, отслеживать эффективность их работы, поощрять должна не милиция.
Здесь эффективнее могла бы себя проявить региональная Общественная палата, работы которой сегодня не видно и не слышно. Она превратилась в формальную структуру органов власти, а мне бы хотелось, чтобы она была серьезным оппонентом в обсуждении и решении наиболее важных для нашего региона вопросов. В том числе и такого, как охрана общественного порядка. Кроме этого, можно возродить оперативные студенческие отряды. Работа дружинниками могла бы засчитываться в качестве учебной практики студентам юридических факультетов.
Позже можно будет вести речь о создании специализированных дружин по разным направлениям деятельности: обеспечению безопасности дорожного движения, профилактике безнадзорности и т. п.
Самое важное - в нашем Telegram-канале