Туризм

Чего стоит туристу из-за границы побывать на Алтае

Иностранных туристов в России должно стать больше. Такую цель поставили федеральные власти в концепции целевой программы по развитию въездного и внутреннего туризма. В крае, где, как известно, туризм объявлен одной из приоритетных отраслей, тоже стремятся привлечь зарубежных гостей. По данным Главэкономики, в 2010 году число посетивших только наш край иностранцев составило около 100 тыс. человек. Однако эксперты рынка не скрывают своего скепсиса по поводу этих цифр и считают, что и в дальнейшем ждать большого наплыва иностранных гостей не приходится.

Туризм на Алтае.
Туризм на Алтае.
Анна Зайкова

Участники рынка говорят, что в России, и тем более на Алтае, пребывание иностранца для принимающих его туркомпании, гостиницы или турбазы — это большая головная боль. А если иностранный гость решил сам организовать здесь свой отдых, то проблем ему почти наверняка не избежать. Итак, с чем сталкивается иностранец и принимающая его сторона в России?

На разных языках

Все начинается с желания. Или мечты. Один житель Австрии мечтал съездить на Аккемское озеро (район Белухи). Неважно, откуда он о нем узнал. Мечтал. Он искал туроператора два года. Проблем было две. Одна заключалась в том, что ему не могли дать ответы на интересующие вопросы. А вторая — основная — в том, что с ним просто не могли пообщаться на немецком или английском языках. Это было около десяти лет назад. Когда окольными путями он вышел на барнаульскую компанию и ему ответили на письмо на немецком языке, австриец, по словам его жены, заплакал. "Сейчас стало проще — информационное пространство существенно расширилось. Однако проблема коммуникаций, языкового барьера хоть и уменьшилась, но сохранилась. На сайтах туркомпаний не всегда есть информация на иностранном языке либо она есть, но не обновляется", — рассказывает Александр Смирнов, директор компании "Плот" — одной из немногих оставшихся в крае, имеющих право принимать туристов из-за рубежа.

Пути миграции

Однако настоящие приключения у иностранцев в России начинаются, когда они сталкиваются с миграционным учетом.

Иностранный гость, будучи в России, должен обязательно иметь при себе паспорт, визу (если у страны, откуда он прибыл, нет соглашения с РФ о безвизовом режиме), миграционную карту и уведомление о постановке на миграционный учет. Карта выдается при въезде в страну, уведомление — по месту пребывания. Если иностранец путешествует через туркомпанию, а не "диким" образом, то все заботы о законности его пребывания на территории России ложатся на принимающую сторону. А миграционное законодательство у нас таково, что иногда турфирмам приходится проявлять чудеса изворотливости, чтобы не подвести своих клиентов, которые, будучи иностранными гражданами, с большим почтением относятся к закону. "Когда этот закон писали, об экотуризме изначально забыли. И теперь мы пожинаем плоды по полной программе", — вздыхает Александр Смирнов.

Что происходит? Иностранец обязан по закону зарегистрироваться в течение трех суток. Если он размещается в гостинице или на турбазе, его обязаны поставить на миграционный учет, и проблем у туриста не возникает. Однако он может отправиться, скажем, в горы (за этим в основном на Алтай и приезжают). Палатка средством размещения не считается. Где должен вставать на учет иностранный гость?

Принимающие турфирмы находят разные варианты. Обычно клиенты регистрируются на все время тура на ближайших к маршруту базах или в гостиницах — и уходят в поход. Но при этом варианте рискует средство размещения — любая проверка будет чревата гигантскими штрафами: минимальный штраф за нарушение миграционного законодательства для отелей — 500 тыс. рублей. Приходится изворачиваться. Иногда в отдаленных турбазах их руководители отказываются регистрировать иностранцев. Причины просты. Для того чтобы оформить все должным образом, представитель базы должен как минимум съездить в ближайшее отделение миграционной службы, а это иногда до 100 км в обе стороны, чтобы отдать документы. А потом ехать туда еще раз — после "выписки" гостя. Головной боли от этого и расходов больше, чем прибыли. Случалось, что номера в гостиницах оформляли на местных проводников, селили в них гостей, а рядом для отвода глаз ставили палатки.

Впрочем, рассказывает Александр Смирнов, в Республике Алтай решить проблему учета стало проще. Там можно в Горно-Алтайске прямо в миграционной службе поставить иностранцев на учет на все время тура без оформления в гостинице — с предъявлением всех подтверждающих документов. Трудности могут возникнуть только с продолжительностью этой процедуры, так как осуществляется она в порядке живой очереди. И тут, что называется, как попадешь. Обычно на это уходит три-четыре часа. Но бывали случаи, когда из-за длительности оформления ломался график похода.

Зато в республике есть другая проблема: большинство любимых иностранцами мест — Белуха, плато Укок, Мультинские озера и другие — находятся в приграничной зоне. Чтобы получить пропуск в нее для зарубежного туриста, документы нужно подать минимум за два месяца. При этом не редки случаи, когда заказанные по правилам пропуска просто терялись — и уже на месте приходилось все оформлять по-новому.

В Алтайском крае зарегистрироваться в Барнауле на все время экотура по региону не получается.

По словам участников рынка, некоторые сотрудники миграционного, пограничного ведомств не скрывают, что оформление иностранных туристов, работа с ними — это лишняя обуза для них. Именно поэтому туроператоры говорят: пока не будут внесены поправки в федеральное миграционное законодательство и не смягчится отношение к иностранным туристам со стороны контролирующих служб, говорить о масштабном росте турпотока из-за рубежа не приходится.

Конечно, говорят в туркомпаниях, есть еще проблемы плохих дорог, высокой стоимости перелета, качества сервиса и просто больших пространств, непривычных и трудных для иностранцев. Но по сравнению с бюрократическими препонами все эти препятствия кажутся несущественными.

Слишком большая ответственность

Александр Смирнов,
директор компании "Плот":

Раньше принимать иностранцев было престижно и, в общем, выгодно, поскольку стоимость туров для таких гостей всегда была выше, чем для российских туристов. А теперь стоимость туруслуг одинакова для всех и экономических стимулов у туроператоров по приему "активных" туристов почти нет. Как минимум 50 тыс. рублей в год нужно заплатить, чтобы оформить фингарантии, позволяющие принимать иностранцев. На Алтай они приезжают в основном в два летних месяца, зимой — крайне редко. Кроме того, над нами теперь всегда висит дамоклов меч огромных штрафов за нарушение миграционного законодательства: можно заработать что-то за сезон на приеме иностранцев, а потом всю эту прибыль отдать на один штраф. Плюс к этому — высокая ответственность, наличие у туроператора квалифицированного, владеющего иностранными языками персонала, немалые затраты для участия в международных выставках.

Трудности учета

Процедура постановки иностранного гражданина на учет такова. Принимающая его сторона (турфирма, гостиница, турбаза) должна заполнить специальный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (это два листа формата А4 с двух сторон). Этот бланк, копии паспорта и миграционной карты в течение суток должны быть предоставлены в УФМС. Миграционная служба должна вернуть принимающей стороне отрывную часть уведомления, которая и отдается гостю и которая подтверждает его постановку на учет. При отъезде иностранец должен вернуть отрывную часть уведомления принимающей стороне, а та в течение двух дней — в УФМС. Если какие-то из указанных сроков и процедур будут нарушены, то принимающей стороне выпишут штраф, а иностранца могут задержать на двое суток для выяснения обстоятельств. 

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость