Туризм

Фотофакты. Как в алтайском селе создали "крылатый" бизнес

В Смоленском районе в ущелье, на берегу небольшой реки, есть место, побывав в котором, люди больше не говорят с сожалением: "Почему люди не летают, как птицы?" Стартуя отсюда без каких-либо механических устройств, спортсмены совершают полеты по продолжительности до 6 часов и до 100 км по дальности. Побывав в парапланерном кемпинге "Бобровая заимка" однажды, люди возвращаются, потому что приобретают зависимость от неба, говорит руководитель кемпинга Владимир Митин.

Парапланеристы в Солоновке Смоленского района.
Парапланеристы в Солоновке Смоленского района.
Анна Зайкова

С дороги в небо

"Меня всегда тянуло в небо. Еще пацаном лазил куда не надо — на деревья, крыши, везде, где была большая высота. Хотел даже поступать в Саратовское вертолетное училище, но не прошел туда по состоянию здоровья и 15 лет работал на железной дороге", — рассказывает руководитель кемпинга Владимир Митин, по образованию инженер-экономист железнодорожного транспорта, а сейчас КМС по парапланерному спорту, судья национальной категории, руководитель федерации спорта сверхлегкой авиа­ции "Крылья Сибири".

Журналист "Российской газеты" рассказала, почему Алтай лучше Ниццы

15 лет назад он бросил все и превратил детскую мечту и хобби в бизнес: начал строить кемпинг для парапланеристов "Бобровая заимка". "Я немало поездил по Европе и был клиентом многих специализированных кемпингов. Захотелось сделать что-то подобное у нас в Сибири. До этого подобный кемпинг был один на весь Советский Союз — в Пятигорске. Мы построили его вторыми в России. Сейчас по этому же пути пошли в Хакасии", — рассказывает он.

"Многие мечтают, чтобы у них в жизни было именно так — увлечение стало работой, а мне повезло. Конечно, это не всегда стабильно по зарплате, но зато эмоционально я всегда чувствую себя хорошо", — говорит Владимир.

Прежде чем "осесть" под Солоновкой, он в течение 9 лет проводил экспедиции по Алтаю в поисках места, подходящего для занятий парапланерным спортом. "Далеко не везде в горах летают. Для этого нужны определенные метеоусловия, аэрология места, инфраструктура", — объясняет он. Подходящих по метеоусловиям мест оказалось очень много и в Алтайском крае, и в Республике Алтай: в Онгудае, Курае, Усть-Коксе, Тюнгуре, Усть-Улагане, в районе Аи. "Но, как правило, они все отдалены от населенных пунктов и городской инфраструктуры. Часто, чтобы добраться туда, нужно потратить весь выходной, а многие приезжают именно на такой срок. Сделал ставку на этом месте, так как оно ближе всего от городской среды и отвечает основным требованиям в первую очередь не для спортсменов, а для начинающих и пилотов выходного дня — самой массовой категории клиентов. Кроме того, здесь есть минимум, что хочет любой отдыхающий, — кусок красивой природы, рядом река, дороги, населенный пункт", — говорит он.

Как оказалось позже, место подходит и для спортсменов: "Нашел я его 18 мая 1997 года, уже через несколько дней полеты здесь проводил барнаульский клуб, а через 1,5 месяца прошел Кубок Сибири. И результаты превзошли все ожидания". Сейчас здесь ежегодно проходят соревнования начиная от краевых, заканчивая международными. На них за прошлые годы побывали немцы, французы, голландцы, швейцарцы, японцы.

Виды Алтая.
Анна Зайкова

Природа бонусом

За 15 лет в "Бобровой заимке" сложилась удивительная атмосфера. Все, от детских рисунков на стенах до разговоров в столовой, говорит о том, что здесь собираются увлеченные одним делом люди.

Когда мы приехали в лагерь, ветер был южный, а при таком в "Заимке" не летают. Но никакого нетерпеливого ожидания: гости сидят на берегу реки, готовят еду, играют с детьми. И только краем глаза все время смотрят на ветроуказатель: не изменил ли направление ветер. От человека мало что зависит, все решает погода, поэтому спешить некуда.

Что помогает расти сельскому туризму в Алтайском крае

К тому же здесь нескучно, даже когда погода не позволяет проводить полеты. Большинство клиентов кемпинга — постоянные посетители, для которых отдых тут — возможность повстречаться с друзьями. Не важно, бизнесмен ты, профессор университета или работяга, главное, что ты парапланерист.

"Больше 50% посетителей кемпинга — люди, увлеченные этим видом спорта, остальные — “группа поддержки”, которые просто приезжают посмотреть. Но смотреть со стороны и не попробовать сложно: часть из них тоже начинает увлекаться этим спортом", — рассказывает Митин.

Для тех, кто все же не стремится в небо, найдется масса других занятий: конные экскурсии, сплавы по реке Песчаной, прогулки на велосипедах, в сезон можно собирать ягоду, зимой кататься на лыжах и коньках.

Большинство парапланеристов приезжают сюда из больших городов, и отдых на природе для них — бесплатный бонус к любимому занятию. Сейчас в "Бобровой заимке" есть 25 мест размещения в домах, но многие, по словам Владимира Митина, все равно предпочитают приезжать со своими палатками. Для таких уставших от города есть даже целый мини-зоопарк. Во дворе бегают курицы разных пород, цесарки, по реке плавают утки и гуси всевозможных мастей, Владимир выращивает кроликов.

Сейчас такая "дополнительная" деятельность приносит кемпингу основной доход.

"Я интересовался в зарубежных кемпингах, как правило, и это мы видим по себе, зарабатывают все на дополнительных услугах. Спорт — форма привлечения людей для отдыха. Деньги приносят проживание, питание, баня, аренда снаряжения, прокат лошадей, велосипедов и так далее", — говорит Митин. Поэтому сейчас он стремится предоставлять большой спектр услуг. Так, за рекой выращивает огород, овощи и зелень с которого предлагает гостям.

Корреспондент altapress.ru и парапланеристы в Солоновке Смоленского района.
Анна Зайкова

До Белокурихи 100 метров

Не случайно в финансовых вопросах Владимир ориентируется на Европу. Зарубежный опыт он старается применять во всем. "Конечно, не все, что я видел в Европе, можно транспортировать сюда. Наш климат, экономические условия и менталитет не всегда совпадают с зарубежными. Многое, что я задумал, получилось, но на многое не хватает средств", — размышляет он.

Туристов на Алтае стало больше, но они оставляют меньше денег

В развитие кемпинга он вложил уже почти 3 млн рублей. Сейчас в летний период комплекс приносит доход, но зимой посетителей мало.

"Международная практика туризма считает, что объект начинает окупаться после 8 лет работы. У меня 8 лет прошло, но он не окупается, потому что еще требует вложений. На территории есть 17 недостроенных объектов. Это домики, фундаменты, хозпостройки, пищеблок", — признается хозяин.

Сейчас кемпинг мог бы развиваться и активнее, но мешает отсутствие дороги — последние полтора километра нужно преодолевать по грунтовке. В дожди добраться до кемпинга становится проблематично.

Но нам с погодой повезло, причем дважды: и дождей не было, и ветер к обеду сменил направление. Как только приняли решение лететь, за несколько минут спортсмены достали приготовленное снаряжение и собрались у машины, которая доставляет на гору. По скорости, с которой это произошло, понимаешь, насколько все этого ждали.

Дорогу к месту старта спортсмены тоже делали в складчину, но она ведет не на самую вершину — последние 100 метров нужно идти пешком, и это отпугивает многих. И в какой-то момент ты понимаешь почему. Без подготовки с увесистым рюкзаком за плечами преодолеть подъем непросто.

"Если бы подвоз был организован прямо до места старта, здесь давно были бы клиенты из Белокурихи. Мы много раз разговаривали об их организованной доставке с владельцами санаториев, но их клиенты ходить пешком не будут, а денег на строительство дороги у нас просто нет. В тех местах, где я был за рубежом, существуют специальные госпрограммы, которые помогают развиваться. Здесь у нас такого нет, все держится на энтузиазме. И мне, когда я начинал развивать эту идею, здорово помогли спортсмены: кто финансово, кто своим трудом", — вспоминает Владимир.

Шанс заполучить организованные группы у "Бобровой заимки" был и в 2011 году, когда кемпинг включили в маршрут "Золотое кольцо Алтая" по инициативе его разработчиков. "Когда группа журналистов ехала по маршруту, полеты мы продемонстрировать не смогли из-за плохой погоды, поэтому нам сказали: а как мы будем возить к вам людей, если такое происходит, и нас вычеркнули из маршрута", — вспоминает Владимир.

Парапланеристы в Солоновке Смоленского района.
Анна Зайкова

Доступно каждому

Из всех авиационных видов спорта этот — самый демократичный, говорит Владимир. А полеты в тандеме доступны абсолютно каждому. Для этого нужно пройти пятиминутный инструктаж и строго выполнять все команды. Команды несложные: при старте бежать и не останавливаться, а при приземлении не падать.

Когда ты смотришь, как спокойно уже привычными движениями инструктор готовит крыло к старту, о том, что будет страшно, даже не думаешь, но когда на тебе уже надета подвесная система, а сзади лежит огромный параплан, неизвестность начинает пугать. Голос инструктора: "Раз, два, три, побежали". Несколько шагов — и ты уже бежишь по воздуху, земля остается все дальше. "Вот и все, усаживайся и наслаждайся полетом". После этих слов о том, что было страшно, забываешь. Это не прыжок с парашютом, где земля приближается так быстро, что ты не успеваешь ничего понять. Чтобы пережить эти ощущения, нужно такой полет обязательно совершить самому.

Спуск с 450-метровой вершины длится около 10 минут. Этого хватает, чтобы возникло желание непременно управлять парапланом самому. Чувствовать потоки ветра, парить, как птица, подниматься выше облаков.

По словам Владимира Митина, "если голова дружит с телом", за 7–8 дней, можно получить начальный уровень подготовки и летать уже самому, без инструктора.

"Здесь физическая сила уходит немного на второй план. Но определенная выносливость нужна — многие думают, что человек сидит как в кресле в подвесной системе, и все. Это неправда. Работают все группы мышц, ты должен чувствовать все потоки, как музыкант клавиши", — объясняет Митин.

В сравнении с другими видами спорта парапланерный — дорогое удовольствие, но он самый дешевый из всех авиационных. Для полетов помимо самого крыла нужны подвесная система, запасной парашют, приборы, каска, теплая одежда и специальная обувь. Параплан с подвесной системой и парашютом стоит от 2 тыс. евро и больше.

Но если нет возможности купить свое оборудование, можно вступить в клуб, платить взносы и пользоваться его снаряжением.

Только возвращаясь в лагерь после полета, ты до конца понимаешь: как бы здорово ни было вокруг, как много бы занятий тебе ни предложили, все равно люди едут сюда в первую очередь за ни с чем не сравнимыми ощущениями. И ради этого можно проделать и гораздо более длинный путь.

Цифры

  • Начальный курс обучения полетам на параплане длится 7–8 дней и стоит 25 тыс. рублей, стоимость такого же курса со своим снаряжением — 18 тыс. руб­лей.
  • 10-минутный полет на параплане с инструктором стоит 1,5 тыс. рублей.

Цитата

Владимир Митин,
руководитель кемпинга:

В этом году численность приезжающих упала, но буквально совсем чуть-чуть. Однако бросается в глаза то, что люди стали отдыхать гораздо скромнее. Это видно во всем: и в продолжительности отдыха, и в тратах, которые они здесь совершают. Экономят на всем, даже на еде.

Корреспондент altapress.ru и парапланеристы в Солоновке Смоленского района.
Анна Зайкова

Справка

"Искры надежды российских деревень" — проект, направленный на развитие гражданского общества в российской глубинке. Инициаторы проекта выявляют активных общественных и бизнес-деятелей в регионах. Исполнитель проекта — АНО "Экоцентр “Заповедники”" (Москва) при поддержке регио­нальных партнеров. Пилотные регионы, где реализуется проект, — Архангельская, Владимирская, Калининградская, Воронежская и Самарская области, Краснодарский и Алтайский края и Республика Алтай.

Материал подготовлен при содействии проекта "Искры надежды российских деревень. Ресурсный центр поддержки сельских ТОС".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость