На что потратят такие деньги и кто их предоставит, пока остается интригой, так как документ обнародуют только после доработок от авторов (специалистов городского отдела по развитию туризма) и подписи главы Барнаула. По словам участников коллегии 7 августа, у Игоря Савинцева был к программе ряд вопросов. Но о цифре в 16 млрд. рублей уже заявили, и она удивила многих предпринимателей.
Напомним, что к ней администрация обратилась как к плану "Б". План "А" (первая программа по развитию туризма в краевом центре от 2011 года) провалился. Его крупными задачами были бренд города и барнаульский туркластер, но на них и еще ряд целей выделили всего 10 млн. рублей. Задачи не выполнили.
Теперь денег сулят во много раз больше. Среди целей программы — не только реконструкция архитектурных памятников, но и инженерной инфраструктуры, а также постройка средств размещения и общепита для туристов. По информации директора турфирмы "Арго" Ирины Слесаревой, некоторые местные предприниматели уже готовы вложиться в барнаульский туркластер. Так, эксперты вспоминают о планах развития "Горной Аптеки" и создания рядом с этим музеем гостиницы и ресторана. Но участники местного турбизнеса сомневаются, что средства найдут в заявленном объеме.
"Нужно посмотреть, каковы доли всех тех, кто вкладывает финансовые средства, а потом комментировать. Но цифра, конечно, изначально вызывает сомнения, исходя из возможностей города и невысокой инвестиционной привлекательности в крае", — говорит Александр Смирнов, директор турфирмы "Плот". Он приводит в пример "Бирюзовую Катунь" и "Сибирскую монету", у которых есть сложности с привлечением инвесторов.
"Сумма в 16 млрд. рублей названа из расчета, что будут созданы какие-то идеальные условия для притока инвестиций. Но их нет, — объясняет Валерий Копытский, гендиректор группы компаний "Туроператоры Алтая". — Федеральный бюджет так много денег не даст именно на такую статью расходов. Наши лидеры (в том числе Владимир Путин) уже осторожно, но внятно говорят об общем спаде в экономике. Проехав по нашему городу, можно заметить, что самое популярное объявление — "аренда". Поэтому то, что сюда потекут частные инвестиции в таком объеме, тоже слишком оптимистично. Инвестиции в туризм длинные. Опять же сезонность... Отель лучше построить в какой-нибудь круглогодичной Паттайе, чем здесь. Кто к нам приедет зимой, которая у нас восемь месяцев в году?"
Представители местного турбизнеса уверены, что даже если гипотетически 16 млрд. найдут и потратят надлежащим образом, турпоток в город существенно не вырастет. А именно такую задачу горадминистрация ставит в качестве главной в программе. "Место для новых гостиниц у нас есть. Но есть ли потребность? Отели в городе забиваются на период каких-нибудь "симпозиумов". Но таких у нас в год проводят пять-шесть от силы", — констатирует руководитель гостиницы "Турист" Виталий Несчетов.
"Массовый туризм в городе даже такие планы развить не помогут. Но, безусловно, это изменит к лучшему внешний вид города, вызовет всплеск интереса со стороны жителей Барнаула, — отмечает при этом Александр Смирнов. — Прежде всего, у школьников и студентов... Хотя это другая категория платежеспособности. А если мы рассчитываем на то, чтобы эти 16 млрд когда-нибудь окупились, нужно рассчитывать на другую категорию — туристов из Европы и европейской части России".
Пользу от всех вложений в город ощутят скорее жители, а не гости, что все равно было бы прекрасно — если бы нашлись инвесторы. Возможно, имена желающих станут известны после публикации доработанной программы.
Барнаул горнозаводской
В рамках новой программы по развитию туризма в Барнауле запланировано создание туристическо-исторического кластера "Барнаул — горнозаводской город". В него войдут музей под открытым небом "Сереброплавильный завод", "Горная аптека", Демидовская и Соборная площади, Нагорный парк и выставочный центр. Проект кластера по госзаказу разрабатывает институт архитектуры и дизайна АлтГТУ. Он стоит 1 млн. рублей, его должны презентовать в октябре.
Самое важное - в нашем Telegram-канале