Туризм

Погода "подморозила" турпоток на Алтае в высоком сезоне-2013

Непогожее лето-2013 оказалось не самым удачным для алтайского турбизнеса. Почти все туроператоры, подводя итоги прошедшего высокого сезона, отметили спад спроса на местный турпродукт. Если в прошлом году летом уровень продаж турфирм показал рост до 15%, то в этом году они вынуждены были констатировать снижение до 30%. Чтобы погода и другие факторы не так сильно били по их карману, компании ищут новые перспективные ниши.

Горный Алтай, река Катунь
Горный Алтай, река Катунь

Краевая власть уменьшения турпотока по сравнению с прошлым небывало жарким летом не обнаружила и снова отчиталась о примерно 1 млн. туристов, обслуженных в крае за восемь месяцев 2013 года. В лидерах по турпотоку у краевой администрации значится Барнаул (принявший, по ее сведениям, более 20% общего количества туристов). Методика подсчета здесь, очевидно, основывалась на сведениях, предоставленных средствами размещения. Однако напомним, что, по данным операторов барнаульского гостиничного рынка, большая часть их клиентов приезжают в город с деловыми, а не туристическими целями — в командировку.

Ольга Бокова,
представитель компании "Джейн Тур":

Про дождливое лето 2013 года и спад продаж уже было много сказано участниками рынка. Погодные условия все-таки играют большую роль при выборе места для отдыха. Тем более если речь идет не о двух-трехдневных поездках, а о более длительных. Хотя уровень цен на турбазах во многом оставался неизменным по сравнению с прошлым летним сезоном, желающих провести свой отдых в номере под звуки дождя все же было меньше.

Из всех опрошенных туроператоров по Алтаю только одна компания не заметила снижения числа клиентов в этом году.

Валерий Копытский,
директор компании "Туроператоры Алтая":

Июнь и июль были провальные, но август стал рекордным и пиковым за последние три года. Объем продаж за этот месяц вырос на 50% по сравнению с прошлым августом и позволил компенсировать неудачи первых двух месяцев. Я думаю, это связано с тем, что многие отложили свои отпуска из-за холодов, а дальше откладывать было некуда. Также повлиял, думаю, рост инфраструктурных возможностей на турбазах. Например, почти на всех базах, рассчитанных более чем на 200 человек, поставили теплые бассейны. Появилось много новых баз: запустилась, скажем, "Алтика", принадлежащая новосибирской фирме, примерно на 100 мест. А такая уже позволяет разместить 500–600 человек за сезон.

Стабильно заполнялись также курорты Белокурихи и Ярового (оздоровительный туризм от погоды зависит мало). Всем остальным повезло меньше. Помимо погодного фактора свою роль сыграли и подорожавшие летом авиабилеты в столицу. Они сделали и без того небольшой поток туристов из Центральной России на Алтай совсем скудным. Об этом говорит Валентина Бадашева, менеджер турфирмы "Спутник-Алтай".

С ней согласен Александр Смирнов, директор туристической компании "Плот". Его компания специализируется на активных турах, основная часть любителей таких раньше приезжала из столиц.

Александр Смирнов,
директор туристической компании "Плот":

Спрос на активные туры резко упал, это отмечают многие коллеги. У некоторых из них он снизился с 2011 года на 50%, а у кого-то и больше. Даже на такой популярный маршрут, как сплав по Средней Катуни, в этом году было немного желающих. Стабильно загружались только конные туры. Август положения не выправил. Обещанное федеральное субсидирование на авианаправление Москва — Барнаул не реализовано — цены на билеты были по-прежнему очень высокими.

Новинки на пробу

Участники туристического рынка также отмечают, что клиенты хотят все большего комфорта в путешествиях. Из-за этого в отрасли смещается акцент с активного туризма на экскурсионно-познавательные программы.

Ирина Слесарева,
директор турфирмы "Арго":

Это общероссийская тенденция. Современные дети уже не знают, что такое походы. Песни у костра уходят в прошлое. Не знаю, плохо это или хорошо, скорее это просто факт.

"Все меньше остается туристов, желающих путешествовать активно, особенно это ярко выражено в пешеходном туризме. Прогуляться в рамках экскурсионного тура к какому-либо природному объекту— максимум активности, который сегодня востребован", — подтверждает Александр Смирнов.

"Арго" перестала заниматься своими турами по Алтаю уже в июне и сосредоточилась на экскурсиях по Барнаулу, организовав два регулярных маршрута: "Знакомый незнакомец" и "Барнаул в свете ночных фонарей". "Плот" также намерен в дальнейшем сделать акцент на развитии собственного познавательного маршрута, включающего самые интересные места в крае и Горном Алтае.

Активным новатором в прошедшем сезоне себя проявила фирма "Джейн Тур". В партнерстве с компанией "Алтайтурист" она провела в Барнауле шесть новых тематических экскурсий. А также впервые организовала арт-тур в Горном Алтае, где участники рисовали маслом вместе с художницей Евгенией Октябрь. Обе новинки показали себя очень востребованными, однако только арт-туры — коммерчески выгодными. Если экскурсия по городу стоила в пределах 150–230 рублей (группа 20 человек), то рисование на природе в течение трех дней обошлось восьми участникам по 5,8 тыс. рублей плюс мастер-классы с художницей по 700 рублей. Однако "Джейн Тур" намерена развивать оба направления.

"Туроператоры Алтая" в этом сезоне пополнили ассортимент услуг фототурами. Цена на такое путешествие на шесть дней по сложному маршруту с профессио­нальным фотохудожником во главе доходит до 30 тыс. рублей.

Валентина Бадашева считает, что туристам нравится все новое, и со временем такие нишевые направления могут найти постоянного клиента. "Посмотрите на то, как развились паломнические туры Барнаульской епархии, — приводит она пример. — Там совершают поездки к святыням. Для информирования во всех церквях развешивают соответствующие объявления. В прошлом году желающих отвозили "Газелями", в этом — уже автобусами. То же было с турами в "Икею".

Ненужные "кольца"

Хотя в крае постепенно появлялись новые средства размещения, их еще долго будет недостаточно, чтобы сделать массовым турпоток по "Малому" и "Большому золотому кольцу" Алтая. Эти маршруты летом не пользовались особой популярностью. Эксперты называют их довольно специфичным продуктом с очевидными слабостями инфраструктуры и без раскрученного бренда. Соперничать с природными объектами вроде Катуни, Белухи или плато Укок им трудно.

Валерий Копытский отмечает, что маршруты "колец" продавались по частям, в шестидневный тур отправляться никто не хотел. Однако и "кусками" турпродукт покупали в его компании только 10% заказчиков.

С инфраструктурными проблемами по-прежнему связаны перспективы развития туризма во всех районах края — в этом отношении в прошедшем сезоне мало что изменилось. Однако эксперты отмечают, что длинные инвестиции в туризм сами по себе подразумевают постепенные вложения. Разового вброса денег и резкого развития тут ждать не приходится.

Рынок в цифрах

  • 1 млн. туристов обслужили в Алтайском крае за восемь месяцев 2013 года
  • 890 туристических предприятий работали в крае летом (из них 610 — средства размещения)
  • 47,4 тыс. мест размещения есть сегодня в крае
  • 550 млн. рублей частных инвестиций вложили в туристическую отрасль края за восемь месяцев 2013 года
  • 137,5 млн. рублей вложила в туристическую отрасль края за восемь месяцев 2013 года краевая администрация
  • 16,2 тыс. человек — общее количество занятых в туристической отрасли края
  • 20 новых средств размещения построено в крае с начала года

Источник: краевое управление по развитию туризма

Цифра

44 из 610 средств размещения в Алтайском крае - санаторно-курортные учреждения.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость