- Вы на Алтае не первый раз. Видели многие места. Во что можно вкладывать инвестиции?
- Мне довелось побывать в особой экономической зоне туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь", которая в отличие от многих других реально развивается. Много пищи для ума дали откровенные беседы с местными предпринимателями, вложившими немалые средства в отдельные гостевые дома и целые туристско-рекреационные комплексы на Алтае.
Очевидно, что современный туристический бизнес требует крупных инвестиций. Но я хотела бы заострить внимание на инвестициях другого рода, не менее, а может быть даже более важных, чем вложения в обычный капитал. Речь идет об инвестициях в человеческий капитал, в образование. Его значение особенно возрастает в современном мире, где правят знания.
В XXI веке туриндустрия предъявляет более жесткие требования к обслуживающему персоналу и нуждается в рабочей силе с высоким интеллектом, творческим отношением к труду, высоким уровнем общего и профессионального образования и др. Между туристическими компаниями усиливается конкуренция не только за клиентов, но и за квалифицированных, добросовестных и лояльных работников. С развитием туристического рынка труд по обслуживанию посетителей усложняется, выполнение должностных обязанностей требует профессиональных знаний и навыков.
Подготовку кадров для индустрии туризма ведут многие вузы нашей страны. Я неоднократно председательствовала в Государственной аттестационной комиссии на географическом факультете Алтайского государственного университета в Барнауле, готовящем специалистов в области социально-культурного сервиса и туризма, а в этом году и в филиале в Славгороде. Должна сказать, что выпускники показывали высокий уровень знаний, а это значит, что у алтайского турбизнеса есть будущее.
- Печально, что бизнесмены из столицы нашей страны оккупировали туристический рынок на Алтае…
- Ну, а кто-то скажет, что наконец-то пришли инвестиции, без которых не может развиваться туриндустрия. Но это все эмоции. Такая ситуация неизбежно должна была наступить рано или поздно. Дело в том, что сконцентрированный где-либо капитал стремится расширить сферу влияния. Это объективный экономический процесс, независящий от наших желаний или нежеланий. Проблема, на мой взгляд, состоит в другом, а именно в формировании цивилизованного туристического рынка, без обмана туристов, недобросовестной конкуренции и т.д. И здесь очень важна роль туристских администраций на местах.
- Анна Юрьевна, в Кулундинской степи вы впервые. Тут только небо и земля, а южнее - горы, редкие растения, альпийские луга, сильные кедры, снежники и ледники! Что можно найти интересного здесь, в степи?
- На Земле нет неинтересных мест, и в степном Алтае есть объекты, представляющие интерес для туристов. За время непродолжительной поездки я посетила развивающуюся туристско-рекреационную зону на берегу соленого озера Большое Яровое, звероферму, небольшой зоопарк, предприятия по производству молочной и мясной продукции, пива в Немецком национальном районе (кстати, во всем мире производственные экскурсии набирают силу). Но дело даже не в этих объектах, наличии их или отсутствии.
Вспоминаю, как несколько лет назад была на экскурсии в Спасо-Преображенском монастыре в Ярославле. Входим в пустую келью, взгляду не за что зацепиться: только голые стены и малюсенькое окно. И начинается интереснейший рассказ экскурсовода о жизни монахов, монастырском уставе, монастырской трапезе и многом другом. Тогда я, например, узнала, что сетовать на плохую погоду считалось большим грехом и, чтобы его замолить, надо было прочитать строго определенное монастырским уставом количество молитв и, стоя на коленях, отпустить нужное число поклонов перед иконой. Та экскурсия произвела на меня такое сильное впечатление, что спустя годы я многое помню из нее, и мне периодически хочется возвращаться в Ярославль.
По большому счету, турбизнес сегодня – это продажа эмоций, хорошего настроения. Для того чтобы эти эмоции возникли, и туристы захотели приехать, надо заниматься мифотворчеством и создавать привлекательный образ места, формировать его имидж и продвигать на рынке, т.е. заниматься маркетингом туристских территорий. А такую сложную задачу могут решить только высококвалифицированные специалисты. Неслучайно здесь у вас, на географическом факультете АлтГУ, создана и успешно функционирует кафедра рекреационной географии, туризма и регионального маркетинга.
"Наша планета в скором времени будет непрерывно сотрясаться от землетрясений и извержений вулканов, не считая мелочей типа торнадо и наводнений…", - пишут в СМИ. А может люди просто увлеклись "золотым тельцом" и забыли о географии, акцентирующей свое внимание на закономерностях планеты Земля?
Думаю, что дело не в "золотом тельце" и не в законах географии, а в том что, как известно, плохие новости лучше продаются. К большому сожалению.
- Что ожидает Алтай в будущем?
- Я не возьму на себя такую смелость предрекать будущее. Все больше и больше факторов оказывают влияние на развитие мирового сообщества в целом, отдельных стран и регионов. Причем действие их часто начинается внезапно. Никто из отечественных политологов не смог спрогнозировать широкомасштабные социальные потрясения, охватившие всю Северную Африку и многие страны Ближнего Востока. Но вернемся к Алтаю. Этой земле, где осталась частица моей души и сердца, хочу пожелать процветания. Уверена, оно наступит, но только в составе Великой России.
- В какой стране вы хотели бы жить? Это не политический вопрос, я про комфорт, уют, географический пояс…
- В России и только в России. Мне довелось не раз бывать за рубежом, но таких душевных, открытых, много переживших и оттого по-настоящему добрых, мудрых и от природы гостеприимных людей я не встречала нигде. Очень люблю ездить по стране, в русской глубинке встречаться и беседовать с людьми о жизни, их деревенских проблемах и наших, московских. Буквально из каждой такой поездки возвращаюсь возродившейся, с очищенной душой. И хочется делать добро окружающим. Это ли не обретение смысла жизни!
- Кухня мира, перед которой вам сложно устоять?
- Боюсь Вас разочаровать. Я не являюсь приверженцем какой-либо кухни мира. Мне нравится дегустировать разные блюда, испытывая всю полноту вкусовых ощущений. Получаю эстетическое наслаждение от красиво, с тонким вкусом оформленного блюда. Как-то была в Киеве, зашла в дом-музей М.А. Булгакова, что на Андреевском спуске. Прекрасный музей, очень советую при случае посетить. Всецело погружаешься в мир булгаковских героев, Мастера и Маргариты, Елены золотой, братьев Турбиных и Лариосика из романа "Белая гвардия", реальность здесь переплетается с мистическим, потусторонним.
После экскурсии зашла на террасу, где на лавке за грубым деревянным столом можно было выпить чашку чая с вареньем и баранкой. Стемнело, невдалеке угадывались контуры припорошенного первым снегом холма – "сахарной головы", как назвал его сам Булгаков. На столе потрескивала свеча, язычок которой приплясывая отражался на заиндевевшем оконном стекле. Вкуснее того чая с травами и земляничным вареньем из ягод с этого холма ничего не было, и счастливее меня на Земле в тот момент, казалось, то же никого нет.
- Как вы предпочитаете отдыхать? На берегу под пальмой, дома на кровати с книгой в руках, собирая ягоды в саду…
- Для меня важно на отдыхе не то чем я занимаюсь, а те эмоции, которые я при этом испытываю. Знаете, в специальной литературе туристов принято делить на два полярных типа: аллоцентриков, которые наслаждаются ощущением "первооткрывателя" на отдыхе, и психоцентриков, по своей сути консерваторов. Большинство людей, конечно, занимают промежуточное положение между ними, обнаруживая в себе черты как одних, так и других. Я тяготею больше к аллоцентрическому полюсу. Меня влечет в путешествие жажда познания мира во всем его многообразии и противоречивости. Благодаря моим коллегам и добрым друзьям из Пермского государственного университета я недавно совершила полет на воздушном шаре над Кунгуром. А знаете, как посвящают в воздухоплаватели? После приземления у новичка, совершившего полет, от горящей газовой горелки поджигается клок волос и тушится шампанским. Ему присваивается титул графа или графини с указанием места приземления, например графиня Первомайская.
В заключение я хотела бы обратиться к читателям. Верьте, дорогие друзья, в хорошее, и тогда оно непременно наступит!
Беседовал Владислав Иськов.
Самое важное - в нашем Telegram-канале