Расцвет и упадок
Судоходство на Оби и притоках существовало с самого начала ее заселения – освоение Алтая началось еще во второй половине XVII века. Спустя сто лет на баржах уже перевозили руду. Вместе с появлением более грузоподъемных пароходов в XIX веке Алтай подключился к российскому, а потом и к мировому рынку - вывозили сельскохозяйственную продукцию от зерна до масла.
До 1917 года пароходчики платно сдавали свои корабли для пригородных гуляний по реке. Однако в первые годы правления советской власти это развлечение спроса не имело. Не до того было и во времена Великой Отечественной войны. Возрождение речного туризма началось лишь в 1960-е годы и достигло пика к 1980-м.
В окрестностях Барнаула ходили передовые по тем меркам суда – для перевозки пассажиров использовали высокоскоростные суда на подводных крыльях «Заря» и «Ракета», а также многопалубные круизные теплоходы, маршрут которых пролегал до Новосибирска. Уже оттуда они отправлялись вниз по реке, вплоть до Салехарда, достигая Полярного круга. По такому маршруту следовал, например, «Патрис Лумумба».
![Теплоход «Патрис Лумумба» Теплоход «Патрис Лумумба»](https://obj.altapress.ru/picture/675236/900x.webp)
Резкий упадок начался в постсоветское время. Для поддержания должного состояния отрасли было необходимо хорошее финансирование, которое после развала СССР она перестала получать. Прекратилась покупка и строительство новых судов, а старые начали выходить из строя. Отрасль стала отмирать.
До Кокуйского и обратно
Сейчас пассажирскими перевозками занимаются только две организации – «Барнаульский речной порт» и «Барнаульский речной флот». Едва заметная разница в названиях становится еще менее заметной, если посмотреть на их работу.
Обе компании организуют прогулочные рейсы, субсидируемые государством. Речной порт, правда, занимается еще и пассажирскими перевозками до Рассказихи, Бобровки, Барсукова и Кокуйского. Но денег от речных прогулок и немногочисленных пригородных сообщений едва хватает на ремонт теплоходов.
![Обь Обь](https://obj.altapress.ru/picture/675246/900x.webp)
Иногда предпринимаются попытки организовать туристические маршруты с привлечением экскурсоводов на 50-летних теплоходах «Москва». В 2019 году лекции на воде читал историк Даниил Дегтярев, позднее ему на смену пришел археолог Артур Кунгуров.
«Я рассказывал об истории судоходства, о жителях на реках, о Затоне, о роли Оби в заселении Алтая и его экономическом развитии, - вспоминает Дегтярев. - Артур Кунгуров делает акценты на более древней истории – на памятниках археологии, которые находятся на речном побережье. На берегах Оби можно посмотреть достопримечательности от каменного века и до современности».
Береговые достопримечательности
Речной туризм, считает Даниил Дягтерев, однозначно должен быть. На таких крупных реках, как Обь, это естественное явление. И если правительство развивает Алтайский край как туристический регион, то непонятно, почему эта сфера остается нетронутой.
По мнению историка, перспективный маршрут можно проложить до Бийска. По пути находится Усть-Чарышская пристань – село, в котором сохранилась уникальная деревянная паровая мельница. В Быстром Истоке, родине Валерия Золотухина, расположен мемориальный музей. В Акутихе раньше находился старинный стекольный завод, на котором делали уникальные фляжки, используемые во время Великой Отечественной войны. Также по пути есть и Верхобское – родина Михаила Евдокимова.
Но для развития необходимы немалые финансовые вложения. Надо закупить новые комфортабельные теплоходы, кроме того, в порядок нужно привести инфраструктуру – обновить пристани и очистить фарватер.
Фишка с моторчиком
Барнаульцы, заинтересованные в возрождении активного речного туризма, не теряют надежды и разрабатывают альтернативные предложения. Одно из таких родилось в стенах АлтГУ. Доцент кафедры экономической географии и картографии Александр Кротов совместно со студентами разработал концепцию, ранее не применяемую в Алтайском крае. В ее основе – туристические поездки на моторных лодках.
«Барнаул – промежуточный пункт, через который проходит маршрут до Горного Алтая и Белокурихи, а у нас почти нет фишек для реальных туристических предложений, – считает Александр Кротов. - Мы можем показать гостям архитектуру, сводить в кафе и театр, но это все банально. А показать Обь – однозначно большая фишка. Такой реки нет ни у французов, ни у немцев, ни у большинства европейцев».
![](https://obj.altapress.ru/picture/675255/900x.webp)
Для того, чтобы показать красоты края, юные географы во главе с доцентом предложили несколько вариантов речного отдыха, которые могут стать основой для создания бизнеса:
- Маршруты длительностью несколько часов на быстрых катерах и моторных лодках. В таких поездках туристы смогут познакомиться с обскими окрестностями вверх и вниз по течению и увидеть естественные зеленые насаждения, с которыми почти невозможно встретиться в городе.
- Маршруты с остановками, где можно не только любоваться природой с реки, но и погулять по берегам.
- Маршруты с посещением сразу нескольких мест для купания и рыбалки, либо с прогулками по экологическим тропам. Этот вариант даст возможность не только подышать свежим воздухом, но и собрать цветы и ягоды, а также узнать, как выглядит река не у городов, а в местах более диких и аутентичных. Кроме того, такие поездки познакомят с основной особенностью Оби – меандрированием – деформацией русла, которое сформировало множество небольших необитаемых островов.
- Маршруты на два-три дня со стоянками и палаточными городками на 100-150 человек. Для этого ученые предлагают использовать советское наследие – теплоходы «Москва» и «Ракета». А путь продлить до Обского водохранилища или в обратную сторону, до места слияния Бии и Катуни.
Цены и гранты
В качестве удачного примера подобного бизнеса Александр приводит экскурсии на Телецком озере. Там за 1000 рублей на современных японских катерах туристов доставляют к водопаду Корбу – дорога в обе стороны занимает не более часа. Еще два часа отдыхающие проводят на природе.
Предполагается, что цена короткой экскурсии близ Барнаула будет ниже. Однако необходимо помнить и о релевантности предложения, ведь бизнес не должен нести убытки.
![](https://obj.altapress.ru/picture/675256/900x.webp)
Участники проекта написали две курсовых работы с обоснованиями и подали заявку на региональный научный грант, однако выиграть его не получилось. Для организации поездок команде нужны свободные средства и время, найти которые при занятии наукой не удается.
В планах ребят - взять ответственность за научную составляющую бизнеса. Для того, чтобы провести эту работу, ученым необходимо порядка 300 тыс. рублей. Эти деньги они планируют потратить на изучение проблем владельцев речного транспорта и желаний туристов, исследование природы и мест стоянок, а также закупку оборудования.
А пока идут поиски инвесторов, ученые опасаются, что развитию речного туризма может помешать снос единственной водной гавани города. На сегодняшний день речной порт перенесен ближе к Новому мосту и, вероятнее всего, там он и останется. А вот планируется ли проект по облагораживанию территории и превращению ее в знаковое место, каким был когда-то речной вокзал, – пока неизвестно.
Александр Кротов,
доцент кафедры экономической географии и картографии АлтГУ:
Идеально было бы получить финансирование или выиграть научный грант к зиме. Несколько месяцев уйдет на то, чтобы закончить кабинетную работу – подготовить расчеты и обоснования, найти необходимые контакты. В этот же период предполагается и работа с городской администрацией: утвердить маршруты и получить разрешения. Следующим летом мы бы смогли совершить тестовые поездки.
Факт
Лишь пять месяцев в году в Сибири можно использовать речной транспорт.
Валерия Гаевская
Самое важное - в нашем Telegram-канале