Татьяна Сажаева,
директор по развитию компании "Охота":
Сезон 2012 года уже вошел в историю внутреннего туризма Алтая как абсолютно рекордный. По нашим оценкам, количество посещений туристических районов Алтая в этом году уже перевалило за миллион. То есть к началу августа мы выполнили почти годовую прошлогоднюю норму. Прирост только по нашей компании составил около 25% по отношению к аналогичному периоду 2011 года. А ведь и тот год тоже для нас не был провальным, рост тогда составил порядка 10%.
Отдых на Алтае на сегодня оказался лидером по спросу. Не секрет, что свою роль в этом сыграла аномальная жара. Но было бы несправедливо все приписывать только погоде. Алтай готовился к этому рекорду. Достаточно сказать, что за последние пять лет для туристической отрасли сделано столько, сколько не было сделано за все предыдущие 15. Инфраструктурные изменения разительны. И без этого мы просто не смогли бы осилить такой поток туристов. На мой взгляд, жаркое лето 2012 года станет отправной точкой в туристической отрасли на Алтае.
Во-первых, появилась уверенность у многих "поживших" или только начинающих делать свои первые шаги в турбизнесе, что отрасль может быть доходной. Наверняка увеличится поток частных инвестиций в строительство средств размещения, сервис. Это важно. Во-вторых, турфирмы явно наработали "подушку безопасности" на несколько низких сезонов вперед, принимая этот летний поток туристов. На сегодня все турфирмы Барнаула и всего Сибирского региона приросли по абсолютным показателям. Конечно, доходность в основном и складывается за счет количества привлеченных туристов и обработанных заявок.
Что касается цен высокого летнего сезона 2012 года, то они если и повысились, то незначительно, а у подавляющих средств размещения они остались прежними. Но при этом возросла наполняемость, загрузка средств размещения. Например, впервые за последние годы мы констатировали полные аншлаги на выходных, свободных мест не было. Сезон, ровно начавшись с федеральных выходных июня, плавно, без резких колебаний вниз, позволил средствам размещения отработать свои традиционные пиковые 60 дней. И процесс в августе явно в разгаре. На некоторых базах и в санаториях все места расписаны не только до конца августа — до конца сентября нет мест! И это явно лидерский результат.
Нам представляется, что серьезные коррективы внесут в свою работу и средства размещения в плане подготовки кадров, развития сервиса. Опыт ими был приобретен большой, и умных руководителей этот сезон подтолкнет к выводам. Надо отметить, что последние введенные в строй в 2012 году средства размещения стали подтягивать уровень номеров до оценки, которая уже может рассчитывать на "лейтенантские звезды". А некоторые, например, часть отелей Белокурихи или строящиеся крупные объекты вроде "Алтики" — это уже европейский уровень. Отрадно, что многие предприниматели стали вкладывать не только в строительство средств размещения, но и в сервисные объекты. Достаточно сказать, что "Мария-Ра" по Чуйскому тракту вводит свои супермаркеты, многие отели и базы строят бассейны и даже организуют парки развлечений и аттракционов.
Развивается и агентская сеть. Каждый год мы констатируем не только количественный, но и качественный их рост. Турагентства Барнаула быстро учатся, перенимают опыт. Этому способствует напряженная конкурентная среда. В Алтайском крае без малого 300 туристических компаний, это не стоит сбрасывать со счетов. Причем качественные изменения агентской сети мы почувствовали не только в летний период, когда заявки от турфирм на бронирование Алтая поступали, скажем, после 22.00 вечера или в воскресный день. Как в лучшую сторону меняется отношение к продажам Алтая, было заметно еще в марте по тому, как агенты отработали выставочный период. Скажем так, без праздности.
Можно сказать, что этот летний сезон сравним с показателями американцев в плавании на Олимпиаде в Лондоне: собрали все, что могли. Год будет лучшим за всю историю туризма на Алтае. По его окончании мы "цыплят посчитаем". Но то, что их будет больше, чем раньше, однозначно.
Самое важное - в нашем Telegram-канале