Судя по отчету администрации, Алтай был одинаково популярен у туристов и в жаркое лето 2012 года, и в холодное 2013-го, и в нынешнем высоком сезоне, который подкосил паводок. По итогам восьми месяцев каждого из этих годов чиновники отчитывались об 1 млн. туристов. Эксперты отрасли отмечают, что эти летние сезоны были очень разными, а достоверной методики подсчета туристов не существует. Но, по их наблюдениям, летний сезон-2014 оказался не хуже предыдущего. Хотя Алтай и недосчитался некоторого количества туристов из-за федерального информационного шума вокруг наводнения.
Наталья Гордеева,
председатель АРАТ:
Это покупатели активных туров, а также туристы из европейской части России и близких нам городов — Кемерова, Новосибирска, Омска, Томска и т. д.
Как добавил директор турфирмы "Плот" Александр Смирнов, активный туризм и раньше показывал отрицательную динамику, но в этом году "упал", как никогда.
Для сибирских компаний широкое освещение последствий стихийного бедствия обернулось снижением спроса на Алтай.
Юлия Володина,
директор по туризму новосибирской компании "Сибирь-Алтай":
Пока можно говорить о 30% снижения в этом году относительно прошлого. Безусловно, в первой половине лета большой урон продажам нанесла информационная атака по поводу наводнения. А на вторую половину лета влияние оказала экономическая ситуация в стране. Август не спас от провала, который принесло начало лета.
О двукратном снижении по алтайским направлениям сообщил и Виктор Данн, гендиректор новосибирской компании "Олимпия-Райзен-Сибирь".
Светлана Медведева,
менеджер фирмы "Омск-тур":
Количество туристов, которые поехали на Алтай, в этом году в два раза ниже. Людям, которые смотрят телевизор, без разницы: Яровое ли, или предгорные районы. Если про Алтай по телевизору сказали, что там все плохо, значит, везде плохо. Туристы до августа считали, что у вас все затоплено.
Но многие отдыхающие в этом году просто предпочитали дикарями ехать к алтайским озерам — в районы, не затронутые паводком. Наплыв туристов там отмечали и руководители турфирм: способствовала теплая и сухая погода, которая стояла в июле и августе.
Валерий Копытский,
директор группы компаний "Туроператоры Алтая":
Пик сезона сместился с середины июля на начало августа — и последний месяц лета был удивительно удачный, был прирост где-то на 20%, тогда уже поехали и в Горный Алтай. По предгорным районам Алтая снижение по сезону в целом произошло где-то на 18%. Но при этом мы увидели прирост по Яровому, Славгороду, Кулунде, Завьялово, Романовскому и Егорьевскому районам — можно сказать, они помогли нивелировать негативный эффект от недозагрузки Горного Алтая.
Вред, причиненный наводнением, постарались максимально быстро устранить. Муниципалитеты и турбазы в короткие сроки устранили основные повреждения инфраструктуры еще в середине июня. "Экскурсионные туры в этом году пошли гораздо лучше, чем в прошлом. Это направление прогрессирует из года в год. Инфраструктура, которая была разрушена во время паводка, могла этому помешать. Но поврежденные мосты и участки дорог восстановили просто в поразительно короткие сроки, — подтверждает Александр Смирнов. — За это всем, кто участвовал в восстановлении, огромное спасибо".
"Алтайтурцентр" устроил серию пресс-туров для федеральных журналистов, чтобы противостоять панике, посеянной телевидением. Учреждение также организовало череду массовых событийных мероприятий. Власти они дали нужные для отчета показатели посещаемости, а региону — дополнительную рекламу. Все это помогло спасти сезон, хотя природный катаклизм в его начале был уникально серьезной угрозой.
Участники туристического рынка убеждены, что, несмотря на капризы природы, у внутреннего туризма в целом сейчас небывало хорошие перспективы. Правда, в основном они обеспечены нестабильной геополитической и экономической обстановкой, а также просто запретами на выезд. В этом году сотрудникам силовых структур и крупных госкомпаний рекомендовали не выезжать на отдых за рубеж, а они составляли серьезную долю покупателей заграничных путевок. Соответственно, теперь их внимание сосредоточено на российских курортах, и первостепенное значение обретает расстояние до них. Для сибиряков одним из близких мест как раз является Алтай.
Справка
Согласно официальной информации краевого управления по туризму, в регионе от большого наводнения в начале лета пострадало более 50 туробъектов.
По итогам восьми месяцев 2014 года край получил 670 млн. рублей частных инвестиций от резидентов "Бирюзовой Катуни", "Сибирской монеты", Белокурихи и "Золотых ворот Алтая", 40 массовых событийных мероприятий и около 60 локальных, 16 новых туристических маршрутов, 13 гостиниц, отелей и хостелов (они дали 200 новых мест).
Самое важное - в нашем Telegram-канале