Пока информатизацией охвачено большинство медучреждений Барнаула, Бийска, Белокурихи и нескольких районов края. Они работают на базе двух медицинских информационных систем (МИС): "МИС МИРА" и "АРМ-поликлиника".
Первая – разработка краевого диагностического центра. Она применяется не только там, но и в барнаульской поликлинике № 1 и нескольких бийских больницах.
Татьяна Вершинина,
начальник информационно-вычислительного отдела диагностического центра:
Это регистратурно-статистический сервис. Он скорее для самого учреждения, для организации документооборота. Пациенты же с его помощью могут записаться на прием по Интернету.
Вторую систему, работающую в большинстве барнаульских поликлиник, создали и сопровождают "Медицинский центр – управляющая компания Алтайского медицинского кластера" и некоммерческое партнерство "Медицинские компьютерные технологии".
Удаленная регистратура, работающая в рамках системы, позволяет жителям сел записываться на прием в краевые медучреждения через местных терапевтов – талон можно распечатать в местной же центральной больнице. Кроме того, предусмотрен электронный реестр особых категорий: беременных, больных хронической ишемической болезнью сердца и тех, кто получил высокотехнологичную медпомощь.
По словам Сергея Насонова, директора "Медицинского центра", оказаться в этих списках – значит попасть под более строгий контроль врачей.
Однако для обычных пациентов система пока полезна только тем, что к врачу можно записаться по разным каналам связи: лично, по телефону, через Интернет или инфомат (устройство для выдачи талонов). В крае закуплено уже 130 инфоматов, но пока они не работают – тестируются.
Из всех каналов связи только Интернет освобождает от необходимости идти за талоном в поликлинику, если дома есть принтер. Как сообщил Сергей Насонов, с 1 января по 3 октября этого года через сеть к врачу записались около 70 тысяч жителей края. Но повезло не всем.
Владимир Кузнецов,
студент, "прикрепленный" к поликлинике № 1:
Я попытался записаться на прием к врачу по Интернету. Но когда вводил свой номер полиса, компьютер всякий раз выдавал ошибку. Когда пришел лично, с полисом все оказалось в порядке.
Оцифрованная очередь
Как говорят разработчики, обе системы работают еще в тестовом режиме, поэтому возможны сбои. Однако пока у многих больных складывается впечатление, что высокие технологии в медицине предназначены для чего угодно, но не для решения их проблем.
– Попав-таки в поликлинику, я понял, что и удачная запись через Сеть мне бы ничего не дала, – продолжает свою историю Кузнецов. – Когда я пришел в назначенное время к врачу, его поначалу не было. Потом появились люди, которым "без очереди", еще пара девушек с просроченным временем в талоне… В итоге оказался у врача через час. Зачем вообще информатизация, когда суть процессов не меняется?
Анна Панина,
жительница Барнаула:
Попасть к лору в нужный день оказалось нереально, пошла в частную клинику. Там нет записи по Интернету, зато есть лор. А в поликлинике № 2 такого доктора вообще в тот момент не было. Раньше был – приходящий раз в неделю…
Студенту Кузнецову еще повезло: многие ждут бесплатной консультации узкого специалиста неделями. Директор "Медицинского центра" признает, что кадровая проблема в российской медицине актуальна, особенно для сел. По его мнению, внедрение высоких технологий должно быть направлено и на то, чтобы сберечь труд малочисленных врачей "первого класса" и грамотнее его использовать.
– Наши модули позволяют проводить онлайн-консультации в удаленных районах края, – сообщает Сергей Насонов. – Многие пациенты часто говорят так: хочу попасть к нейрохирургу, он мне поставит точный диагноз. Но если он начнет вести прием всех граждан, то не успеет оказать помощь тем, кому она действительно нужна! Наша система позволяет сортировать пациентов по группам риска, чтобы знать, кому помощь необходима в первую очередь.
Настоящие цели
Михаил Эльянов, президент российской ассоциации развития медицинских информационных технологий, уверен, что информационные системы могут решать и медицинские задачи.
– Это их основное назначение. А то, что делают сейчас, – полезные сервисы и только, – говорит он. – Между тем компьютер может день за днем отслеживать все показатели здоровья больного и выдавать автоматический анализ, это помогает диагнозу и освобождает время врача. Так можно выявлять болезни на самых ранних стадиях, сокращать число ошибок. Можно помогать врачу при выписывании лекарств… Сегодня доктора до двух третей времени тратят на бумажную работу и не могут заниматься своими прямыми обязанностями. Поэтому пока вся информатизация здравоохранения у нас сводится к тому, что пациент просто на пять минут раньше узнает о том, что попадет к врачу на месяц позже.
Когда нам ждать наступления информатизации по-настоящему? Специалисты говорят, что только на следующем этапе реализации программы – при внедрении интегрированной электронной медкарты, которая к 2020 году должна заменить амбулаторную.
Но пока даже в клиниках, где введен электронный документооборот, врачи вынуждены дублировать его в бумажном виде. И эксперты уверены, что в ближайшие несколько лет этого не избежать. Во-первых, из-за недостаточной законодательной базы: электронная история болезни в России не имеет юридической силы, и далеко не каждый врач владеет электронной цифровой подписью. Во-вторых, преодолеть сомнения лечащего персонала в надежности цифровых технологий крайне сложно.
Сергей Богданов,
директор частного медцентра "Добрый доктор":
Неоднократно встречал больницы, где в регистратурах стоят компьютеры, за которыми только что колбасу не режут. Там не знают, что с ними делать! А еще по закону история болезни должна храниться 75 лет. Я плохо себе представляю, что может сохраниться за эти годы на том же CD-диске.
Факт
Электронная регистратура через "АРМ-поликлиника" внедрена в 68 лечебных учреждениях края. К электронной регистратуре от краевого диагностического центра помимо него подключено девять лечебных учреждениий Бийска, Калманская, Петропавловская, Солонешенская, Зональная, Советская, Солтонская, Целинная, Красногорская, Бийская центральные районные больницы и центральная горбольница в Белокурихе.
К концу года компания "Ростелеком" должна создать каналы передачи данных для 142 алтайских медучреждений и объединить в корпоративную сеть 5 196 рабочих мест.
Самое важное - в нашем Telegram-канале