Переживания большие и малые
– Дети подвержены стрессу в большей степени, потому что для них окружающий мир часто неведом, таит опасность, – считает профессор Михаил Рыбалко. – Когда мы имеем значительный багаж опыта, знаем возможные исходы из ситуации, то меньше боимся и переживаем. Кроме того, ребенок часто воспринимает мир глазами мамы: если она встревожена, он переживает еще больше. Особенно остро стресс у детей проявляется в ситуации расставания родителей. Часто после развода ребенок заболевает неврозом или начинает страдать задержками в развитии. Иногда дети даже замолкают на полгода-год. Хотя внешне это переживание не так заметно, как у взрослых.
Впрочем, далеко не только возраст определяет подверженность стрессам. По словам Светланы Михайловой, доцента кафедры клинической психологии психологического факультета АлтГУ, в большой степени это зависит даже не от возраста, а от темперамента человека и его воспитания.
Большим стрессом для ребенка становится смена школы, класса. Снизить уровень переживаний здесь можно с помощью объяснений: это не означает уход навсегда – ребенок может встречаться с бывшими одноклассниками, считает профессор Рыбалко.
– Адаптация к первому, пятому классам – довольно серьезный процесс, – говорит Екатерина Гусева, педагог-психолог городского оздоровительно-образовательного центра "Потенциал". – Многое здесь зависит от педагогов и родителей. Поскольку для ребенка это значительный стресс, можно начать с укрепления здоровья – это витамины, правильное питание, спорт. Не менее важна эмоциональная поддержка – даже небольшой успех ребенка должен быть отмечен. То, насколько легко ребенок войдет в новый коллектив, зависит и от его умения дружить. При этом родителям не следует обсуждать при ребенке плохое поведение его одноклассников, навешивая ярлыки.
Но главную роль в процессе адаптации играет все же учитель. Что плохо: сейчас в детях с первого класса воспитывают конкуренцию. Каждый становится сам по себе, и в итоге это ведет к разрозненности коллектива. Отсюда вытекает другая причина детских стрессов – конфликты в школе. От родителя здесь требуется научить ребенка разрешать ссоры словами. Однако, если конфликты заходят слишком далеко и стоит вопрос о безопасности и здоровье ребенка, родители обязательно должны вмешиваться. Конечно, при согласии чада. Лучше всего проблемы решать в частном порядке, не вынося их на публичное обсуждение: поговорить с родителями обидчика, учителем. В спокойных тонах, без оскорблений. Крайняя мера – перевод ребенка в другую школу, хотя при таких радикальных мерах обязательно нужно вести с ребенком параллельную работу, иначе проблемы перейдут на новое место. Можно подключить психолога.
О пользе шепота
Если родителям и вмешиваться в конфликты детей со сверстниками, то очень осторожно, уверена Светлана Михайлова:
– Умный родитель затеет в классе общую игру, праздник, и весь конфликт пройдет. Или научит реагировать шуткой – такого ребенка тоже не будут обижать. А если ругать обидчика – ничего не получится. Ребенок еще больше озлобится. Дети подросткового возраста не слышат, когда на них орут, разговаривать с ними нужно шепотом на ушко. В воспитании детей слова не играют никакой роли, научить можно только своими поступками и любовью. Все добром делается, в добрых семьях и добрые люди растут.
– То, что насилия в школе стало больше, спровоцировано жестокими играми детей, в том числе компьютерными, – говорит Екатерина Гусева. – Поэтому так важно уделять внимание нравственному воспитанию ребенка.
Если же происходит так, что в конфликте агрессор – ваш ребенок, постарайтесь перенести его энергию в конструктивное русло, советуют психологи. Чаще всего такое поведение спровоцировано дефицитом внимания.
Сама жизнь
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики педагогического факультета АлтГУ Марина Фроловская уверена, что школу нельзя воспринимать как подготовку к жизни – это уже есть и сама жизнь. Снизить стресс при поступлении в школу можно, воспитав в ребенке психологические навыки, которые помогут ему быть учеником: развитие речи, внимание, памяти, умение общаться. Все это происходит через игру.
– Что касается конфликтов в школе, то, прежде чем давать советы, важно задать вопрос: почему это произошло. Здесь как у Окуджавы, главное – святая наука – расслышать друг друга. Деятельность хорошего педагога схожа с деятельностью психотерапевта. Если между ним и учеником есть доверие, педагог так поговорит с ребенком, чтобы он сам сформулировал свою трудность, и вместе попытается ее решить. К сожалению, сегодня в большинстве школ сократили штатных психологов. А они нужны, причем самого высокого класса, – считает Марина Фроловская.
Симптомы стресса у детей
У грудных детей и малышей до двух лет:
- чрезмерная раздражительность;
- демонстративный отказ от кормления или потеря аппетита;
- ухудшение сна.
У дошкольников
- возросшая требовательность и частое проявление негодования;
- "возвращение в детство" (ребенок трех – пяти лет снова берет в рот пустышку, мочится в штаны и т. д.);
- чрезмерно усиленные детские страхи – не может уснуть из-за боязни смерти и т. п.;
- частые вспышки агрессии, постоянная нервозность или понижение настроения без видимой на то причины;
- появление дефектов речи;
- гиперактивность или, наоборот, снижение активности;
- слезная реакция на новых людей или новые обстоятельства.
У младших школьников
- частые жалобы на головные боли, боли в области сердца, тошноту;
- ночные кошмары;
- быстрая утомляемость;
- постоянное стремление попасть в какую-нибудь переделку, причинить себе вред;
- постоянные капризы и вызывающее поведение в течение целой недели и дольше;
- ложь;
- возвращение на предыдущую возрастную ступень: довольно взрослый ребёнок начинает вести себя как маленький ("впадает в детство");
- расстройства без видимой на то причины;
- озабоченность сверх меры своим здоровьем;
- нежелание посещать школу и гулять с друзьями – замкнутость, отрешенность от мира;
- агрессивное отношение к окружающим;
- педантизм и максимализм в работе по дому и в учебе: ребенок слишком старается, чтобы его постоянно хвалили;
- заниженная самооценка;
- беспричинные тревоги, волнения и страхи;
- падение успеваемости вследствие ухудшения памяти и внимания;
- дефекты речи или нервные тики: моргание, глотание, наматывание локонов на пальцы и т. д.;
- ухудшение сна и аппетита или, наоборот, постоянная сонливость и повышенный аппетит.
Предупреждаем стресс
Генеральный партнер выпуска "Поколение ЗОЖ. Психическое здоровье" - "Алтайспиртпром".
- Родителям следует постоянно демонстрировать любовь к ребенку, поддерживать доверительные отношения с ним.
- Не смотреть по телевизору ужасающие новости или волнующие программы вместе с ребенком и не давать ему это делать самому.
- Необходимо морально подготовить ребенка к возможным стрессовым ситуациям – нельзя полностью ограждать его от всякого негатива и ответственности. При этом не стоит знакомить его и с темной стороной жизни. Выберите золотую середину: пусть он знает о возможных негативных событиях, но не в ужасающих подробностях.
- Родителям следует помогать ребенку в освоении любых новых видов деятельности, нельзя оставлять его один на один с трудностями.
- Научите своего ребенка давать выход отрицательным эмоциям: делиться с родителями, вести дневник, рисовать и т. д.
Генеральный партнер выпуска "Поколение ЗОЖ. Психическое здоровье" - "Алтайспиртпром".
Самое важное - в нашем Telegram-канале