Одной из частых ошибок родителей и учителей является, с одной стороны, увлечение нравоучениями, а с другой – непонимание, что необходимо воспитывать привычки детей с раннего детства. Между тем роль привычек в формировании личности огромна.
Человек, привыкнув ежедневно чистить зубы и умываться перед сном, испытывает дискомфорт, если ему приходится лечь спать неумытым.
Некоторые ребята, придя в школу, обнаруживают, что они захватили с собой не все: то тетрадь, то ручку, то дневник забыли дома. Это происходит потому, что они привыкли складывать в портфель все необходимое утром, в спешке, перед самым уходом в школу, а не вечером, перед сном. Когда начинает формироваться эта привычка? С первого дня обучения ребенка в школе.
Немало учащихся, которые готовятся к экзаменам "в последнюю ночь", другие же это делают заблаговременно, по определенному расписанию, оставляя последний вечер свободным. Что это? Врожденные свойства характера? Темперамент? Сознательность одних и несознательность других? Нет, это привычка, возникшая у детей в период подготовки к первым в жизни экзаменам и укоренившаяся в процессе учения.
Разные привычки возникают в различные годы жизни. Родители должны помнить, то воспитание привычек нужно начинать как можно раньше.
Некоторым родителям кажется, что в первые годы жизни ребенка самое важное – сохранить его здоровье, обеспечить питанием, одеждой и т. д. А воспитание откладывается на более позднее время. Поэтому, когда ребенку исполняется три-четыре года, родители часто сталкиваются с множеством стихийно возникших у него привычек, которые влияют иногда и на здоровье ребенка, незаметно для родителей образуя некоторый фундамент его будущей личности.
Когда нужная ребенку и соответствующая его возрасту привычка своевременно воспитана, его поведение удовлетворяет окружающих, и он чувствует себя уверенно и комфортно. Если же у ребенка сложилась неправильная привычка, она мешает ему самому, нервирует его, становится источником конфликтов со старшими, причиной капризов, слез.
Они растут вместе с нами
Чтобы узнать, в какие именно годы жизни детей и в каком порядке нужно воспитывать те или иные полезные привычки, следует обратить внимание на то, когда и как они складываются.
Для каждой отдельной привычки легко определить время ее возникновения, утверждают специалисты. Ребенок начал сам раздеваться – возникла привычка складывать или разбрасывать снятые с себя вещи. Появился ранец или портфель для школьных принадлежностей – возникла привычка складывать в него книги и тетради заблаговременно или в спешке. Появилась необходимость готовиться к экзаменам – сложилась привычка так или иначе организовывать свою подготовку к ним.
Можно сказать, что привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый вид деятельности, когда впервые у ребенка появляются новые вещи, новые обязанности и т. д. Вот тогда и происходит как бы "закладка" соответствующих привычек. Понимая это, родители должны с особым вниманием относиться ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни ребенка впервые. Родители, даже самые занятые, должны не только организовать торжественные первые проводы детей в школу, но и обеспечить в течение нескольких недель спокойные, рассчитанные по минутам и в то же время неторопливые сборы ребенка, которые нужны для того, чтобы у него сложилась устойчивая привычка собираться в школу без суеты, заблаговременно.
Купив ребенку книги, покажите место их хранения и на протяжении нескольких дней внимательно наблюдайте за тем, чтобы он не бросал их где попало, а убирал их на указанное место. За выполнением этого требования нужно следить до тех пор, пока не укрепится привычка класть свои книги на место.
Ребенок научился застилать свою постель – овладел умением, навыком. Но после этого необходимо добиться, чтобы это умение перешло в привычку, т. е. чтобы, проснувшись, ребенок сразу вставал и не раздумывая всегда сам застилал свою постель. И по мере того, как появляются в жизни ребенка новые вещи, новые формы действий с этими вещами, новые умения, новые виды деятельности, следует позаботиться о том, чтобы весь этот новый жизненный опыт ребенка был организован так, чтобы он способствовал формированию разумных, хороших привычек.
Помните: прямая осанка, улыбка, состояние радости, положительные эмоции, спокойное дыхание умиротворяют подсознание и дают ключи к прививанию новых привычек!
Генеральный партнер выпуска - сетевая компания "Алтайкрайэнерго".
Самое важное - в нашем Telegram-канале