Верх-Озерное. Восстание сел и дискотека для всех
После отмены крепостного права в 1861 году люди разъезжались на самовольное поселение. Именно так Степан Завьялов стал первым жителем маленького алтайского села, позже получившего имя Верх-Озерное. Спустя годы люди незаконно рубили здесь избы, восставали против власти и жили в крепком соседстве с ближними селами.
В 1874 году на берегу Оби, в пяти километрах от нынешнего села Верх-Озерное, начали селиться выходцы из Орловской, Пензенской и Пермской губерний. Первым поселился Степан Завьялов с сыновьями. Кстати, Завьяловы живут там и сейчас.
Село разрослось до 15 домов. Сначала его назвали в честь первопоселенца - Завьялово. Но ежегодно из-за весенних паводков село заливало водой. И жители переместились на другой берег озера — так появилось Верх-Озерное.
Постепенно сюда прибывали новые поселенцы: село росло, а для строительства домов требовался лес, который принадлежал Кабинету. Крестьяне самовольно рубили древесину и получали штрафы. Нескольких даже арестовали.
В ответ на притеснения крестьяне Верх-Озерного организовали вооруженное сопротивление. Его поддержали жители ближайших сел. Восстанием в Завьялово руководил Тимофей Балуев. Наводить порядок отправили войска из Бийского и Кузнецкого уездов.
Во время подавления восстания убили и ранили несколько крестьян, в том числе Балуева. Войска тоже понесли потери: погиб один солдат, четверых – ранили. После начались аресты. Многих посадили в тюрьму на три месяца. Многих участников восстания оштрафовали.
Памятным событием для жителей села стало появление первой сенокосилки в начале XX века.
До 1917 года в селе была церковно-приходская школа с одним учителем. Спустя 15 лет построили школу-четырехлетку. В 1932 году сельскую церковь перестроили в местный клуб, и по вечерам туда ходили на танцы не только взрослые, но и дети.
В 1926 году в Верх-Озерном проживали 1644 человека, которые объединялись в 333 крестьянских хозяйства. Позже здесь создали три колхоза: «Заветы Ленина», «Трудовик» и «Красная Звезда». В 1962 году в селе создали животноводческий совхоз «Быстроистокский».
В годы Великой Отечественной войны погибли 130 человек из Верх-Озерного. В память о них в центре села воздвигли памятник.
В послевоенные годы в селе построили клуб, школу, детсад, Дом быта, столовую, профилакторий, два магазина. Сегодня молодежь уезжает из села. Тем не менее, местный стадион, например, преображается.
На мосту через озеро по утрам можно встретить рыбаков с неплохим уловом. А дети в жаркие дни прыгают с моста в воду.
Тогул. Золотые прииски, татарские бугры и надпись из живых деревьев
В XV веке на Тогульской земле жили татары, а рядом протекала река с солоноватой водой. С развитием дорог и заводов Тогул стали заселять рабочие и крестьяне. А позже в селе появилась красивая церковь, необычная надпись, высаженная деревьями, и открылся золотой прииск.
Первые упоминания о Тогульской земле относятся к 1625-1626 годам, когда на территории района проживали татары. Само название Тогул трактуется как «аул на горе» или «гора цветов», а также от кетского «тонг» и «уль» — река с солоноватой водой. Исследователи склоняются к последнему варианту.
В ревизских списках Тогул упоминается в 1770 году. В то время строили тракт Барнаул-Кузнецк, проходивший через Тогул. Каждые 30 верст правление горного округа селило крестьян.
В начале 1770-х на территории Тогульского района оказалось три деревни Тогульских. В переписях 1795 года они упоминаются как Старотогульская, Среднетогульская (будущий Тогул) и Верхтогульская.
Село Тогул начиналось с улицы Береговой. Первые избы и дома появились на Береговой в районе старого подвесного моста. И да, Береговая не только самая старая улица села, но и самая протяженная. На ней есть даже трехзначные номера домов — последний №126. Одно время южный конец улицы Береговая назывался Зыряновским — там селились зыряне.
В 1801 году Тогулу присвоили статус русского села. Спустя 123 года здесь образовали одноименный район.
Первую церковь в селе построили по проекту архитектора Молчанова. Храм имел три придела. В сторожке жил звонарь, который мог воспроизвести на колоколах любую мелодию. К церкви относились приходы многих деревень, а прихожан было 8 тысяч душ. Сейчас это здание разрушено.
С высоты птичьего полета в окрестностях Тогула можно увидеть геоглиф «Октябрю 50 лет». Это надпись из живых деревьев, высаженных в 1967 году. К сожалению, в наши дни надпись теряет свои очертания.
У села Тогул сохранились остатки татарских жилищ-землянок XVII века — «Бугры», а также Уксунайский золотой прииск начала XX века.
Панкрушиха. Белоснежный ангел, реликтовый лес, сгоревшие книги
В XVIII веке в Алтайском крае появилось село Панкрушиха. Дети здесь учились от силы пару лет и сразу шли работать в хозяйстве. А главной достопримечательностью стала церковь с большим колоколом и большим крылатым ангелом.
В «Списке населенных мест Сибирского края» указано, что Панкрушиху основали в 1707 году, но других подтверждений этому нет. Официальная дата основания села — 1759 год, когда велся прием алтайских горных заводов, приписанных Указом императрицы Елизаветы Петровны.
Название села произошло от реки Паньшихи, которая впадает в Бурлу. Именно здесь и обосновались переселенцы.
Есть предание об обанкротившемся пане Крушихинском, которого сослали в Сибирь. Он поселился на Бурпане и основал Панкрушиху. По другой легенде село основал пан Крушинский: он был среди потомков русских крестьян, которые в первой четверти XVII века бежали из Польши.
Первыми жителями Панкрушихи были переселенцы из Малышевской слободы: Кармановы, Бородулины, Шкарабейниковы, Миловановы, Толмачев. Позднее в Панкрушиху приехали Шипулины, Елисеевы, Шихалевы, Ощепковы, Боровиковы и Брызгаловы.
В начале XX века село было большим, а дома хаотично стояли вдоль реки. К началу Первой мировой войны в Панкрушихе появилась планировка: широкие улицы сходились к центральной площади.
Архитектура крестьянских домов была разной: от простых избушек до крестовых двухэтажных домов. Также в селе располагались пимокатные мастерские, маслозавод и три водяных мельницы.
Власть находилась в руках волостного старшины и писаря, которые избирались на общих собраниях. А образование в четыре класса получали единицы, поскольку многие бросали школу и шли работать в хозяйстве.
Первый деревянный храм в селе построили около 1859 года, а через 48 лет на пожертвования возвели каменную церковь с высокой колокольней. Звон колокола был слышен в пяти километрах от Панкрушихи. Еще одной примечательной деталью была стоящая над входом в церковь двухметровая статуя крылатого ангела с позолоченным крестом в руках.
В 1932 году с церкви сбросили купольное завершение и кресты. Позже разбили колокольню и алтарь. Самое ценное вывезли в Камень-на-Оби и Барнаул. По воспоминаниям очевидцев, иконы, ризы и книги сваливали в кучу и поджигали.
До Великой Отечественной войны в здании церкви работали клуб и кинотеатр. Потом здесь хранили зерно, а после вернули кинотеатр и Дом культуры. Здание горело дважды, но стены уцелели. Его отстроили, разместив там кинотеатр «Спутник», а в 1991 году церковь вновь вернули прихожанам. Сейчас в ней ведут капитальный ремонт.
Панкрушиха располагается в районе Алеусского ленточного бора, чьи сосняки растут на песках. В жаркие дни песок накаляется до 70 градусов.
Краснощеково. Дорогая приписка, тайный сенокос и клуб в церкви
Рассказываем, как в селе Краснощеково люди 150 лет жили без образования (селу 276 лет), как переселенцы тайно сеяли и косили урожай, торопились строить печь либо платили 25 рублей за приписку. А еще село попадало под карантин по бешенству.
Первое упоминание о селе Краснощеково датировано 1748 годом, а поселенцами, по рассказам старожилов, были Дубровины, Волокитины, Паутовы, Пастуховы. Они обосновались на лугу, недалеко от реки Чарыш.
Во время весенних паводков село периодически заливало водой. По этой причине в 1890 году почти все жители переселились на возвышенное место к Паутовой сопке, заселяясь от нее на северо-восток. Ныне это улица Набережная. К этому времени в селе насчитывалось около 100 дворов.
Первая школа-четырехлетка открылись в селе в 1900 году, а через год и первая церковь. Учитель преподавал грамоту и счет, а священник Закон Божий. Учебный год длился с декабря по март. В 1927 году построили новое здание школы и преобразовали ее в семилетку. В 1938 году занятия в школе проводились в три смены. Имеющееся здание в одну смену вмещало лишь 250 учеников.
В 1906 году в Сибирь начали приезжать переселенцы, а через пять лет в Краснощеково было уже 700 дворов. Старожилы брали с новоселов за приписку по 25 рублей. Неприписным переселенцам не давали земли под посев, сенокос и жилье. Они тайно сеяли и косили травы, а также строили дома. Если новосел успевал поставить печь и пустить из нее дым, его не трогали. Землей в 1914-1916 годах наделили всех сельчан.
В 1927 году был образован Краснощековский маслозавод, который производил сливочное масло, брынзу и сыр. Потом на предприятии открыли цех по выпуску сметаны, простокваши, творога и мороженого.
Спустя восемь лет Краснощеково стало райцентром Краснощековского района. Тогда в селе проживали 2546 человек. С началом Великой Отечественной войны население стало сокращаться.
В 1934 году в Краснощеково открылся фельдшерский пункт, а позже врачебный. Работали фельдшер и акушерка. Для стационарного лечения больных направляли в Березовскую больницу. Только в 1951 году в селе появилась небольшая больница, а через 12 лет и типовая.
В 1935 году в бывшей церкви открыли клуб, а в 1938-м Дом культуры. Через 23 года к нему пристроили кинозал на 300 мест. Также в селе располагалось три библиотеки.
В 1986 году скульптор Петр Миронов создал в Краснощеково монументальную композицию памяти воинов-земляков. Кстати, он же работал над созданием скульптурной группы «Прощание» для Мемориала Славы в Барнауле.
В марте 2023 года Краснощеково попало под карантин по бешенству. Очагами болезни признали личные подсобные хозяйства. Карантин отменили через два месяца после уничтожения последнего больного животного.
Целинное. От Ямы до льготного «Интернационала»
В конце XVIII века кто-то должен был обслуживать тракт Бийск-Кузнецк, поэтому к реке Яма стали переселять крестьян. Там они основали деревню Яминская, которая разрасталась, как на дрожжах.
В 1778 году к реке Яма привезли на поселение крестьян: всего 52 человека. Они должны были обслуживать тракт Бийск-Кузнецк и снабжать проезжавших хлебом и фуражом. Так была основана деревня Яминская.
Яминская росла: за счет переселенцев из Воронежской, Курской, Орловской, Рязанской, Могилевской и других губерний. В 1816 году здесь жили уже 93 человека, а в 1895-м – 529. Через несколько лет в деревне построили церковь святого Прокопия Христа. С этого момента деревня стала селом.
Центральные улицы села (сейчас Советская и Ленина) уже тогда были просторными и широкими, на них располагались лавки купцов и постоялые дворы.
Территория вокруг будущего Целинного до 1900-х была почти полностью покрыта лесом. Некоторые дома, построенные из того леса, стоят в селе до сих пор.
В 1904 году село относилось к Яминской волости Кузнецкого уезда. Здесь было 307 дворов, деревянная церковь, церковно-приходская школа, волостное правление, хлебозапасный магазин и казенная винная лавка. По пятницам-субботам проходил базар.
В 1920-м в селе впервые провели выборы в местный Совет. Сельчане тогда занимались земледелием и кустарным производством: делали валенки, работали на мельницах, крупорушках и маслобойках. Через четыре года образовался Яминский район.
При Яминском сельсовете создали комитет крестьянского общества взаимопомощи, которому государство на льготных условиях продавало рабочую технику. Так в 1925 году был куплен первый в районе трактор «Интернационал».
С началом освоения залежных земель в Яминское приехала большая группа целинников. В 1960 году в их честь село и получило свое нынешнее название.
Бобровка. Недружелюбные соседи и сусанинская хитрость
311 лет назад в Первомайском районе появилось село, названное в честь реки, первые поселенцы тоннами добывали уголь и не жаловали новых жителей из других губерний (даже селились в разных концах села). А еще Бобровку однажды защитил Федор Гуляев, который получил новую фамилию: Гуляев-Сусанин.
История Бобровки началась в 1713 году, когда на берегу одноименной реки поселилась семья Лубягиных. Также первыми жителями села были рабочие Демидова — углежоги. Здесь они добывали древесный уголь для получения чугуна из руды.
Работники селились в казармах, которые сами и строили. В месяц на одного человека выделяли 16 кг муки и 60 копеек.
В село приехали люди из Архангельской, Пермской, Вятской, Рязанской и других губерний. Местные принимали переселенцев недружелюбно — даже селились в разных концах села. Первые имели пахотную землю, скот и платили налоги. У вторых ничего не было.
Во время Гражданской войны 700 колчаковцев вышли из Рассказихи, чтобы внезапно напасть на Бобровку. По дороге им встретился Федор Гуляев, который предложил якобы обходным путем пройти в село, а сам завел отряд в болота и побежал до Бобровки — предупреждать местных. После этого Гуляев ездил в Москву, встречался с Лениным и Буденным. Ему присвоили фамилию Гуляев-Сусанин.
В 1913 году в Барнауле прошли первые лодочные гонки. В состязании участвовали «моторы» с пассажирами на борту. Среди них была и лодка «Бобровка», которая первой пришла в город и выиграла.
По словам старожилов, в селе особо богатых не было, но все работали в полную силу. Магазинов не существовало, только частная лавка Великосельского.
Первый лекарь в Бобровке появился лишь в 1920 году. Им был фельдшер Федор Шубин, который принимал больных на дому. Через шесть лет приехал еще один — Тихон Нагайцев и организовал в селе медпункт. В 1945 году была образована больница со стационаром и роддомом. Спустя 24 года по инициативе главврача Владимира Федорова построили амбулаторию.
Первый детсад был открыт здесь в 1929 году. Второй — только в 1979-м.
Первая школа в Бобровке появилась в 1939 году. До нее в селе существовали церковно-приходская и начальная школы. В 1976 году построили новое здание, в котором дети учатся и сегодня.
Самое важное - в нашем Telegram-канале