От движения к речи
Студия общения и развития «Улитка» уже три года помогает маленьким молчунам освоить такой нужный и сложный навык общения и речи, чтобы они могли сами сообщить о важном. Можно решить, что «Улитка» — это логопедический проект, но это далеко не так. Здесь специалисты студии учат детей коммуникации в постоянном движении: за игрой в песочнице, во время совместных игр на горке, в сенсорной бочке или гамаке.
Лариса Крутских уверена, что движение и навыки ребенка неразрывно связаны друг с другом. Во время упражнений ребенок изучает свое тело и в процессе игрового взаимодействия со специалистом развивает коммуникацию, а вслед за ней — речь. Главным успехом ребенка становится освоение бытовых навыков, например надеть штаны или пить из чашки.
Лариса Крутских не раз находила этому подтверждение во время своей многолетней практики с ребятами с ограниченными возможностями здоровья.
Как только ребенок начинает лучше ощущать свое тело, так появляется положительная динамика в развитии. Это доказано многочисленными исследованиями и научной теорией сенсорной интеграции Джин Айрес, — отмечает специалист.
Занятия с улыбкой
С детьми Лариса Крутских работает с 1995 года, как только окончила Алтайский государственный медицинский университет. В разные годы она работала педиатром, врачом ЛФК и логопедом. Выбор такой специальности предполагает работу с детьми, в том числе с ОВЗ и инвалидностью.
Мне очень нравилась моя работа! — вспоминает героиня. — Однако все чаще я стала задумываться о том, что наши методы работы несовершенны. Не должно быть так, чтобы ребенок плакал из-за упражнений, хоть они идут ему во благо. Тогда я начала искать другие практики, которые были бы так же эффективны, но при этом вызывали у ребенка улыбку, а не слезы.
В то же время в интернете появилось огромное количество онлайн-курсов. Особенно Ларису заинтересовал курс по физической реабилитации невролога и физического терапевта Екатерины Клочковой. Она учила, как заинтересовать ребенка нужными упражнениями и мотивировать его на занятия. Чтобы обучиться новой методике, Лариса отправилась в Санкт-Петербург в Институт раннего вмешательства.
Тогда мне очень помогли родители одного моего маленького пациента. Они спонсировали мое обучение и, более того, оплатили перелет. За это я им до сих пор благодарна! — рассказывает специалист.
Тогда же Лариса узнала от своего учителя о современной методике развития детей — сенсорной интеграции Джин Айрес.
Сенсорная интеграция — это возможность мозга обработать поступающую информацию из окружающей среды через органы чувств (от вкуса до ощущения собственного тела) и переработать ее таким образом, чтобы использовать для дальнейших целей, — объясняет собеседница. — У здоровых людей мозг, в зависимости от цели, может заглушать одни сигналы и усиливать другие. Но у особенных детей мозг их не разбирается и может разом усиливать все сигналы, из-за чего они могут не любить яркий свет, громкие звуки или прикосновения. Методика Айрес как раз помогает адаптировать процессы сенсорной интеграции у ребенка для дальнейшего общения и бытовой жизни.
Лариса прошла полный курс ASI CLASI и получила международный сертификат сенсорного терапевта. Сегодня она применяет методы сенсорной интеграции при работе с детьми в собственной студии «Улитка» и обучает своих сотрудников.
Также сенсорная интеграция Айрес прописана в клинических рекомендациях Министерства здравоохранения РФ 2024 года.
Стать ребенку другом
Студия общения и развития «Улитка» появилась в 2021 году. Ее Лариса Крутских основала после того, как ушла из поликлиники в 2019 году и прошла обучение в центре «Мой бизнес» по программе «Азбука предпринимательства».
Наша героиня вспоминает:
В центре нас научили составлять бизнес-план, просчитывать экономическую составляющую, оценивать риски и многому другому. Там же я узнала от экспертов о возможности получить социальный контракт и поддержку социального предпринимательства государством. После этого я ни минуты не сомневалась, что открою собственный детский центр!
В «Улитке» занимаются с детьми от 1,8 до 12 лет с задержкой речевого и психо-речевого развития, моторной алалией и другими нарушениями, в том числе с ОВЗ.
В основе занятий — в первую очередь, общение и терапевтические отношения между ребенком и специалистом, подчеркивает руководитель студии. Каждый специалист прошел курс по альтернативной коммуникации «Свобода общения».
Важно, чтобы ребенку нравилось находиться в нашей студии, и он считал нас, специалистов, своими друзьями, которые хотят помочь ему, — рассказывает Лариса Крутских.
Для занятий в студии обустроены сенсорно-двигательный зал, кабинет песочной терапии и кабинет АФК. Здесь специалисты в форме спонтанной игры учат ребенка ждать, делать выбор, отказываться и просить еще. А также тренируют его координацию, выносливость и ориентацию в пространстве.
Например, ребенок решает покачаться на нашей качели, — описывает предпринимательница. — Мы дополняем его игру мягкими модулями, которые можно сбивать, ловить и бросать, тем самым отрабатывая зрительно-моторную координацию. А уже после того, как ребенок познакомился с новым для него предметом, мы строим из них лесенку на горку, на которой тренируем вестибулярный аппарат. И так с каждым шагом знакомим ребенка с окружающим миром.
Кроме этого, специалисты стараются привлекать к занятиям родителей. Лариса Крутских отмечает, что так ребенок быстрее достигает нужного результата.
К сожалению, все больше современных родителей не умеют общаться со своими детьми, — рассказывает собеседница. — Ребенок поднимает на родителей взгляд, а они в это время смотрят в телефон. Малыш не получает отклика и замыкается в себе. Наша задача — научить родителей взаимодействовать с ребенком.
Планы на будущее
В 2024 году студия общения и развития «Улитка» стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса социально ответственных инициатив предпринимателей и СОНКО «Мой добрый бизнес-2024» в номинации «Серебряный бизнес».
Для Ларисы Крутских победа в конкурсе — это возможность заявить о своем проекте и услугах для семей, воспитывающих детей с особенностями развития. В будущем наша героиня надеется на совместное сотрудничество с некоммерческой общественной организацией, чтобы дать возможность родителям детей посещать занятия бесплатно.
Планы у Ларисы Крутских грандиозные. Предпринимательница надеется освоить еще одно направление реабилитации — эрготерапию. Подход направлен на занятия с ребенком через игру, мотивацию и опору на сильные навыки.
Также специалист собирается реализовать программу для детей, которые отказываются от еды. «Часто эти дети имеют сенсорные особенности. Я буду стараться расширить их рацион питания, научить жевать и многому другому», — объясняет наша героиня.
Самое важное - в нашем Telegram-канале