Интернет дает многим из нас общение. Именно поэтому Skype, icq, чаты и форумы стали так популярны. В режиме онлайн можно разговаривать с любым человеком в любой точке планеты. Однако не нужно забывать, что технические средства – не залог приятного общения.
О том, почему в Сети необходимо соблюдать нормы поведения и уметь поддерживать интересную беседу, нам расскажет Александр Мансуров, кандидат технических наук, заместитель начальника отдела защиты информации и старший преподаватель кафедры теории и практики журналистики АлтГУ.
Все как в жизни
– Сетевая этика – уже длительно изучаемое явление, которому посвящено немало работ. Есть такое понятие, как "нетикет", или по-английски – netiquette – "сетевой этикет". Его можно рассматривать как раздел обычной общественной этики, применимой к нашей повседневности, или раздел профессиональной этики, если мы относимся к Интернету как набору сообществ людей, объединенных по интересам. Это могут быть общие принципы поведения в Сети, которые должны соблюдать и уважать пользователи Интернета точно так же, как мы руководствуемся нормами и правилами в обычной жизни. Сетевой этикет нужно рассматривать в том контексте, в котором это явление интересует определенную аудиторию. Либо мы рассматриваем его как часть набора правил поведения какого-то сообщества, либо как набор правил поведения нашей повседневной жизни.
– Есть ли отличия между сетевой этикой, которая существовала на заре Интернета, и нынешней?
– Изначально Интернет был создан для научной элиты – людей, которые занимались наукой, и людей, которые обслуживали Сеть в интересах науки, оборонной промышленности. Это были люди в основном негуманитарного склада ума. Их деятельность была связана с компьютером, компьютерными технологиями или научными разработками, поэтому они пользовались определенным набором правил поведения, принципов и понятий. Соответственно, это породило ряд вариантов взаимодействия, общения именно в сети Интернет в том виде, когда она вышла из стен лаборатории. Это была середина 1990-х годов.
Сообщество техников стало создателем первых норм сетевой этики. Самое известное из них, например: чтобы задать правильно вопрос, нужно знать больше половины ответов, если мы уходим в поле тривиальных вопросов, то второй раз их задавать не надо (ЧАВО). 20–30 лет назад было не принято проводить много времени в Сети. Отвечать на глупые повторяющиеся вопросы – потеря времени. Если вопросы задаются корректно и правильно, то мы уважаем друг друга. Вот так сложилась эта норма поведения.
Позже начали складываться правила пользования интернет-ресурсами и распространения программного обеспечения. Так появилось право на доступ к информации. Люди уважали друг друга. Оскорбление и хамство не допускались. Если кому-то хотелось отвести душу, то создавались такие специальные разделы, как конференции, "эхи", "ньюс-группс". Все эти правила были сформированы для решения профессиональных задач.
В 2000-х годах Сеть стала более популярной, доступной, увеличился доступ к компьютерной технике, увеличились скорость и качество скачиваемой из Интернета информации. Если раньше самым ходовым способом обмена информацией была электронная почта, то в эти годы стали развиваться социальные сети, системы микроблогов. Изменился контингент пользователей Сети. Сообщество Интернета стало походить на привычное общество.
Сетевые нормы и правила поведения, актуальные для Интернета 1990-х годов, стали во многом актуальны для современного сетевого сообщества.
Сейчас на многих интернет-ресурсах формируются определенные сообщества со своими правилами и нормами. В этих сообществах, кроме общепринятых норм "не мусорить", "не навредить", "не утомить", действуют нормы, свойственные каждому сообществу в отдельности. Например, у геймеров есть собственная сетевая этика, в сообществе любителей японской мультипликации регламентируется то, что запрещено, и то, что разрешено, и так далее. Каждый из пользователей сети Интернет в зависимости от того, в чем он участвует в тот или иной момент, выбирает ту или иную модель поведения.
– При этом устоявшийся свод правил сетевой этики все же существует?
– Более того, его пытаются изучать. Эти правила можно везде найти. Среди них право на доступ информации, право на анонимность, право на то, чтобы человек не подвергался нападкам, и так далее.
Всемирный эксперимент
– Одни считают Интернет просто глобальной свалкой всего и вся, другие – средой обитания сообществ, играющей значимую роль в современном мире. Что вы об этом думаете?
– Правы все, неправых нет. До определенного времени принципы создания, распространения и потребления информации были схожи с принципами, которые существовали в досетевом обществе. Позже парадигма поменялась на так называемую парадигму WEB 2.0, что привело к изменению направления движения информационных потоков. С точки зрения новой парадигмы пользователь стал не просто потребителем, а вкладчиком и генератором информации в общее пространство, которое поддерживает Интернет в актуальном состоянии. Если раньше то, что находилось в Сети, предположительно кем-то контролировалось (если мы что-то размещаем в Сети, то мы должны быть профессионалами), то сейчас практически любой человек может выложить в Интернет все что угодно, превращая Интернет в свалку.
С другой стороны – такое массовое участие в Сети (Интернет насчитывается миллионы пользователей) – уникальный эксперимент, когда суммарный объем знаний аккумулируется в разумах миллионов пользователей и доступен в Сети. Многие ученые изучают эффект массового сознания и говорят, что с его помощью можно решать задачи любого уровня сложности. Если мы учитываем весь этот опыт, то получается Интернет далеко не свалка, а уникальный набор различной информации.
В зависимости от того, насколько нам это интересно, в зависимости от того, насколько профессионально мы можем этим инструментом пользоваться, мы получаем те знания, которые нам нужны. Разбивка на сообщества в Интернете – это естественно. Место и роль сообществ в Сети точно такие же, как и в реальной жизни. Это способ проявить себя, заявить о себе и выстроить какие-то отношения.
Справка
ЧАВО, ЧаВо, ЧаВО, ЧЗВ, FAQ, F.A.Q. (акроним от англ. Frequently Asked Question(s) – "часто задаваемые вопросы") – собрание часто задаваемых вопросов по какой-либо теме и ответов на них.
Иногда встречается русский аналог этого сокращения – ЧАВО (что, как полагают, означает ЧАстые ВОпросы или же ЧАсто задаваемые Вопросы и Ответы) или простой перевод английской аббревиатуры ЧЗВ (Часто Задаваемые Вопросы). Существует множество FAQ, посвященных самым разным темам. Некоторые сайты каталогизируют их и обеспечивают возможность поиска, например, Internet FAQ Consortium
В современном виде и значении слово "этикет" было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV — гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться.
Глоссарий
Флейм
(flame – "пламя") – процесс, который иногда возникает при общении в Интернете, "словесная война". Неожиданно возникшее бурное обсуждение, в процессе которого участники обычно забывают о первоначальной теме, переходят на личности и не могут остановиться. Обычно флеймы возникают спонтанно, развиваются очень быстро и заканчиваются лишь при вмешательстве модератора или когда все участники окончательно устанут. Это тот самый вид спора, в котором истина не рождается, – по окончании флейма все спорщики чувствуют себя, как правило, некомфортно, и никакого конструктивного результата флейм не дает.
Совет: если вы стали невольным участником флейма, наиболее разумное поведение в этой ситуации – один раз максимально четко, конструктивно и доброжелательно выразить свою позицию и больше в дискуссию не вступать. Тогда она, скорее всего, прекратится. Если же вы будете пытаться доказать, что вы не верблюд, то флейм будет становиться жарче, а ваша репутация пострадает.
Флуд (flood – "наводнение") – сообщения в интернет-форумах и чатах, занимающие большие объемы и не несущие никакой полезной информации. Флуд распространяется как от нечего делать, так и с целью троллинга, например, из желания кому-то досадить. Технический флуд представляет собой хакерскую атаку с большим количеством запросов, приводящую к отказу в обслуживании.
Спам – сообщения, присылаемые вам от неизвестных людей или организаций, которым вы не давали на это разрешения. Наиболее часто термин "спам" употребляется в смысле "почтовый спам". Как правило, спам – массовая рассылка на большое число адресов, содержащая рекламу или коммерческие предложения, а также письма счастья и тому подобное. Обычно такие письма не содержат личного обращения, зато имеют захватывающие заголовки, такие как "Заработок не выходя из дома" или "Срочно!!! Уникальное предложение!!!". Информация, рассылаемая подобным способом, не заслуживает доверия.
Совет: спам – явление международное, поэтому, если вы впервые в жизни неожиданно получили письмо на английском языке, не стоит в спешке искать переводчика – скорее всего, это тоже спам. Спамовые письма могут содержать файлы с вирусами.
Троллинг (trawling – "блеснение", "ловля рыбы на блесну") – размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, блогах и др.) провокационных сообщенийс целью вызвать флейм, конфликты между участниками, взаимные оскорбления и т. п.
Оффтопик, офф или оффтоп — сообщения не по теме (топику) текущего обсуждения или почтовой рассылки. Встречается, когда участники интернет-сообществ начинают общаться на посторонние темы. Иногда в форумах вводят специальные разделы "для флуда и оффтопа" для обсуждения не имеющих отношения к теме форума вопросов.
Хотлинкинг – включение в веб-страницу файлов-изображений или других ресурсов с чужого сервера. Этот прием используется недобросовестными веб-мастерами, которые заставляют браузер посетителя загружать картинки с чужого сервера. Тем самым расходуются чужие ресурсы и трафик. Однако существуют специальные ресурсы для публикации изображений на других сайтах – они генерируют специальный код для размещения миниатюры изображения, которая является гиперссылкой на страницу, где кроме самого изображения присутствует в том числе реклама.
Совет: в таком случае нежелательно пользоваться способом публикации, отличным от публикации этого кода, – иногда подобные случаи отслеживаются, а обращения блокируются.
Самое важное - в нашем Telegram-канале