Жизнь

Что затеяли староверы в заброшенном алтайском селе

С высоты холма легко охватить одним взглядом все, что осталось от деревни Анамас в Ельцовском районе. Несколько темных полуразрушенных домиков среди зеленых холмов. Но недавно рядом появилась цветная россыпь ульев. А по дороге зачастил микроавтобус со школьниками. "Человеку внушают, что он несчастен, потому что у него нет того или этого. Весь мир в гонке потребления. Здесь, в единении с природой, я могу быть счастливым", – словами хиппи говорит мне старовер Александр Попов внизу, рядом с ульями. Это его детям понадобился транспорт до школы в селе Верх-Неня. Он – глава первой семьи, которая приехала возрождать Анамас.

Староверы в алтайском селе.
Староверы в алтайском селе.
Татьяна Крикун

Через 10 лет развалины деревни хотят превратить в новую для края форму села – экопоселение "Зеленая долина". Это следует из бизнес-плана Александра Холмогорова, директора группы компаний "Алтай-Старовер", которая занимается производством меда и фитобальзамов. Он тоже старообрядец и один из главных инициаторов восстановления деревни. Как в этом проекте будут сочетаться духовный уклад и бизнес?

Со всего света

По дороге в Анамас мы тряслись с гостем из Америки Владимиром Селезневым на заднем сиденье. Он иммигрировал в США 16 лет назад. Но говорит на чистом русском – много и весело. Мой попутчик приехал в Россию на разведку от имени 10 тысяч членов староверческой общины в Орегоне.

– Многие из моей общины – с Алтая. Все хотят вернуться – было бы куда, – сообщает американский гость. – Я должен все тут осмотреть и дать им знать, насколько реален проект.

Холмогоров активно общается со староверами из Украины, Перу, Боливии, Аргентины и других стран. Всем им по душе идея зажить в алтайском экопоселении.

"Зеленую долину" оформят как сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК) со многими профилями. В экономическом плане она должна стать поставщиком растительного и медового сырья для перерабатывающей фирмы "Алтай-Старовер". В идейном – староверческой общиной. По словам Холмогорова, огромное хозяйство не нужно ни ему, ни жителям кооператива, поэтому здесь будет "несколько мини-ферм".

По приезде в будущий кооператив становится очевидно, что и мини-фермы – дело далекой перспективы. Хозяйство начали с пасеки из 250 пчелосемей. Те веселые ульи, что видны на въезде в село, к осени должны принести 7–10 тонн меда.

Глава Ельцовского района Александр Косарев рассказывает, что год назад Холмогоров говорил о высоких темпах развития проекта. Теперь, оценив объем работ, замедлился, "но не бросает". Недавно он завершил бизнес-план для "Зеленой долины" на ближайшие два года.

– Уже закуплено новое оборудование для переработки трав, овощей и ягод при температуре не 90, а 30–40 градусов (чтобы сохранялись полезные вещества). На нем будет и консервирование готовых соков и джемов, – говорит директор "Алтай-Старовера".

…Владимир Селезнев расхаживает по Анамасу как настоящий купец: борода, руки в боки. Он с женой много путешествует и сейчас интересно рассказывает об этом, о своей предпринимательской деятельности, доме в Штатах... Зачем ему это бросать? Одобрив землю Алтая и полюбовавшись на пруд, гость из Америки без обиняков ответил мне, что незачем. Он и не собирается. Но Селезнев – старовер уникальный: у него всего один сын, и тот остался в Москве. В основном же в его общине, как и в любой древнеправославной, многие хотят прочнее осесть на земле и работать на ней. "Крестьяне", как говорит о них "купец".

Нужен подвиг

Холмогорову часто пишут единоверцы, которые рвутся приехать сюда без денег и цели. Между тем из элементов цивилизации здесь пока только электричество, а для жизни нужно строить новые дома. Часть забот организатор проекта взял на себя: документально оформляет и будущих селян, и землю. Кусок последней выкуплен под собственность кооператива, часть он будет арендовать. Глава Ельцов­ского района сообщил "СК", что выделит для "Зеленой долины" 7–10 тыс. га.

Об остальном следует подумать людям, которые решат переехать. Пока тут живет только одна семья – Поповы. Еще несколько семей в процессе переезда.

– Обратились люди из Новоалтайска. У них дом и земельный участок, которые можно продать за 600 тысяч рублей. Удорожание строительства такого же дома в Анамасе будет на 30% – за счет удаленности. А еще надо хозяйство обустроить… – переживает Холмогоров.

Александр Попов говорит прямо: от первых участников проекта нужен подвиг. Но говорит как-то буднично. Наверное, потому, что уже перезимовал с пятью детьми во временном домике в заброшенном селе.

Первый семьянин в Анамасе безостановочно улыбается. Он родом из Бийска, по специальности электрик, 10 лет был священником. Его старшему ребенку – 16 лет, младшему нет и года. Первые дни по приезде сюда он и еще один "пилигрим" Андрей Марков работали с шести утра и до вечера без выходных. Отремонтировали два дома, выкопали колодец, сливную яму, построили сарай, дровник, завезли уголь… Попов говорит так мягко и негромко, что кажется – все это было нетрудно. Зато зимой они с женой много читали и слушали Вивальди с Рахманиновым. А летом вокруг только природа и Бог.

Для семьи Поповых, как и для Холмогорова, СПК – только юридическая форма для общины единомышленников, которую изнутри поддерживает стержень веры. Главное, о чем они мечтают, – сделать деревню такой, чтобы дети захотели стать ее частью и не ушли "в мир", что сегодня происходит все чаще. Зимняя практика показала, что для своей цели Поповы готовы на многое. Пока этой семье материально помогает Холмогоров, ведь, по сути, они работают на него с осени.

– А если из этой задумки ничего не получится? – пытаю я Попова.

– Видите ли, нам уже сейчас хорошо, – вежливо объясняет он. – Мы ничего не ждем, просто живем. Мы уже счастливы.

Властью края

Пока идем вдоль ручья, Марков широко машет рукой то в одну, то в другую сторону, рассказывая, какие богатые здесь стояли дворы (их тут было 150). Староверы, несмотря на строгие нравы, никогда не были аскетами и умели создавать с нуля разные виды успешного бизнеса (см. "Справку"). Многие села на Алтае основали именно они.

– Старообрядцы старались жить хорошо, не обрекая семью на нищету. Хотя, конечно, без излишеств, – поясняет Александр Попов. – И мы хотим создать крепкое хозяйство. Залогом успеха в нашем СПК будет взаимодействие. Например, кто-то займется пчеловодством, кто-то – растениями для опыления…

Чтобы создать эту цепь, по его оценкам, требуются миллиарды рублей. Александр Холмогоров рассчитывает на собственные средства, кредиты, а также на помощь администрации края. На создание пасеки предприниматель уже получил от последней 200 тысяч рублей субсидии. Ему также могут возместить часть затрат на семена, удобрения, технику и компенсировать ставку рефинансирования при кредитовании в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства. Об этом "СК" сообщил замгубернатора Алтайского края Александр Лукьянов.

Некоторые в крае пробовали справиться со схожей задачей сами. В 2009 году экопоселение на Алтае пытались создать в заброшенном селе Комсомолец Косихинского района поклонники книг Владимира Мегре. Главная идея этих книг – самообеспечение через "родовое поместье". Это участок земли площадью не менее 1 га в вечном пользовании семьи, который обустраивается в соответствии с принципами экологии. Так Комсомолец должен был стать Березанью.

Алтайские адепты Мегре, среди которых были семьи из Израиля и Германии, были готовы взять участок в аренду и вкладывали в дело только свои средства, успев потратить полмиллиона рублей. Однако местные власти отнеслись к ним как к сектантам. Об этом рассказала Елена Николаева, председатель Алтайской общественной организации "Сотворение" и один из лидеров новых "помещиков" в крае. Спустя три года они стали умнее и теперь без лишнего шума оформляют земли в нескольких районах. Без упоминания "родовых поместий". Но полноценных экопоселений в нашем регионе до сих пор нет.

Зато есть в других, и немало. Одно из самых известных – Ковчег в Калужской области. Ему около 11 лет, и там, по данным "Новой газеты", в 2008 году жили 79 семей. По словам Елены Николаевой, которая отслеживает такую информацию, поселение процветает. Земля там в собственности некоммерческого партнерства "Ковчег", все жители с разным мировоззрением. Многие и не слышали о книгах Мегре – просто по разным причинам их "потянуло к земле". "Ковчег" начался с группы бизнесменов, выкупивших 120 га брошенных сельхозземель.

На Алтае происходит примерно так же: экопоселения начинаются с предпринимателей, покупающих землю. Но вслух о своем проекте не боится говорить только Холмогоров.

Владимир Селезнев уверен, что государство заинтересовано в староверах. Они – идеальные трудовые единицы: работящие, смиренные и без вредных привычек. По его словам, Джон Кеннеди даже специально выделил бежавшим из России старообрядцам по 8 акров земли. Андрей Марков вспоминает, что слышал, как спустя годы американцы в Орегоне поставили староверам памятник за то, что на пустых пространствах возникли возделанные земли и леса.

В партнерстве с миром

Стол в офисе Александра Холмогорова аккуратно заставлен продукцией его предприятия. Сам он сидит напротив и с ярко-белой бородой больше напоминает Деда Мороза, чем акулу бизнеса. После поездки в Анамас он рассказывает о работе компании и ее главной миссии – спонсировании строительства храма в Барнауле.

Директор "Алтай-Старовера" считает, что наращивать масштабы производства такой продукции, как мед, – значит отказаться от качества. Сегодня большую часть площадей в его компании занимают складские помещения. Мед фасуют вручную несколько человек. "Иначе он теряет свою структуру. Один покупатель как-то сказал мне, что перестанет покупать наш мед, когда его начнут фасовать машины", – вспомнил Холмогоров.

Но сделать "Зеленую долину" экологичной без серьезного технического оснащения не выйдет. Это подтверждает Александр Трубников,главный агроном торгового дома "Алтайский фермер". Например, один из главных принципов растениеводства в экопоселении – неглубокая обработка почвы. Чтобы ее применять, нужна дорогая техника.

– Обычно по земле сначала прокатывается трактор, потом сеялка, потом каток… А есть агратор – посевной комплекс, который за один проход сеет, вносит удобрения, боронит и выполняет еще несколько функций. Он стоит в разы дороже трактора, сеялки и катка, вместе взятых. Поэтому в крае пока немного хозяйств с такими аппаратами, – утверждает Трубников.

Старообрядцы всегда стремились как можно надежнее отгородиться от мирян. Но проект Холмогорова невозможен без взаимодействия с миром. И он хотел бы перенять для "Зеленой долины" то хорошее, что есть у общества(новые технологии, например), сохранив староверческий уклад.  

Холмогоров намерен развивать "Зеленую долину" по странному для предпринимателя принципу: "Может, получится, а может, и нет. Все в руках Божьих". Это подразумевает максимум усилий со стороны участников дела, смиренно признающих почти непредсказуемый результат и высшую волю над собой. Однако именно таким способом – по чайной ложке – Холмогоров умудрился развить свой бизнес, пошагово пробуя новые направления. Кооператив-община имеет шанс стать следующим, и, может, когда-нибудь ельцовцы будущего поставят в своем районе памятник с улыбчивым лицом Александра Попова. А может, и не поставят.

Справка

Согласно исследованиям кандидата исторических наук Ирины Куприяновой, представители алтайского старообрядчества вошли в торгово-промышленные круги края во второй половине XIX века. Так, в Барнауле были известны торговцы хлебом Иосиф и Киприан Волковы, а также Кондратий Козлов и его сыновья Федор и Игнатий, основавшие в Барнауле и Легостаеве паровые лесопильные заводы и мельницы. В начале XX века Козловы стали крупнейшими лесоторговцами на Алтае. В 1914году обороты их промышленных и торговых предприятий составляли 1миллион рублей, прибыль – 50тысяч рублей, число рабочих – более 300. Братья Кондратия Козлова, Родион и Аверьян, торговали в Барнауле мануфактурным и кожевенным товаром. Оборот их торговли достигал более 100 тысяч рублей.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость