По сути, электронная подпись — это специальный цифровой код, который прикрепляется к электронному документу и гарантирует, что данный документ подписал именно владелец данной подписи, а не кто-то другой. Помимо этого, подчеркнул Евгений Зрюмов, код обеспечивает получателю уверенность, что данный документ не изменялся после подписания.
Распространение электронных подписей вызвано, в первую очередь, активным развитием цифровых государственных сервисов и услуг.

На сегодняшний день при использовании электронной подписи можно получать государственные услуги, совершать сделки с имуществом, подавать официальные заявления в различные организации, подписывать договоры, вести юридически значимый документооборот.
Электронные подписи в зависимости от их вида могут находиться на различных носителях — компьютерах, специальных токенах, usb-флэш накопителях, смарт-картах.
Безусловно, отметил глава краевого минцифры, для обеспечения возможности работы электронной подписи на компьютере потребуется установка дополнительного программного обеспечения — криптопровайдера, которое позволяет операционной системе компьютера взаимодействовать с электронной подписью.

Есть различные производители данного программного обеспечения, как платные, так и бесплатные варианты. Платное программное обеспечение может отличаться расширенным функционалом и технической поддержкой пользователей.
Использование электронных подписей вполне безопасно, подчеркнул Евгений Зрюмов. Более того, в большинстве случаев электронная подпись даже надежнее обычной.
Рукописную подпись на бланке легко подделать. Она будет похожа на оригинал, и отличить подделку сможет только эксперт.

Случаев подделывания электронной подписи не зафиксировано. Но при этом необходимо соблюдать правила безопасной работы с электронной подписью: ни в коем случае не передавать ее третьим лицам, не сообщать пин-код от подписи, в случае утери сразу сообщить в удостоверяющий центр, выдавший данную подпись. Также рекомендуется регулярно обновлять ПО и использовать средства антивирусной защиты на устройстве, где используется электронная подпись.
На данный момент в нашей стране используется три вида электронной подписи: простая, усиленная неквалифицированная и усиленная квалифицированная электронная подпись.
Пример простой электронной подписи — это коды доступа из СМС, или пара «логин+пароль» в личном кабинете сайтов. Простая электронная подпись создается непосредственно той системой, в которой она используется, и подтверждает, что ее выпустил конкретный человек. Простая электронная подпись чаще всего применяется при банковских операциях, получении госуслуг и т. д.

Усиленная неквалифицированная электронная подпись создается с помощью программ криптошифрования с использованием закрытого ключа электронной подписи. Усиленная неквалифицированная электронная подпись идентифицирует личность владельца, а также позволяет проверить, вносились ли изменения в документ. Такие подписи используют для внутреннего и внешнего электронного документооборота, но только если стороны предварительно договорились об этом.
Усиленная квалифицированная электронная подпись — так же, как и усиленная неквалифицированная, создается с помощью криптографических алгоритмов, но выдавать ее может только аккредитованный Минцифры России удостоверяющий центр. Такая подпись может использоваться для того, чтобы сдавать отчетность в контролирующие органы, участвовать в качестве поставщика и заказчика в электронных торгах, работать с государственными информационными системами, обмениваться формализованными документами с Федеральной налоговой службой, подписывать любые электронные документы — они будут иметь юридическую силу.

В соответствии с действующим законодательством, юридические лица (индивидуальные предприниматели, общества с ограниченной ответственностью) получают электронные подписи в удостоверяющих центрах Федеральной налоговой службы бесплатно, для этого потребуется подать заявление по установленной форме и приобрести сертифицированный ключевой носитель для записи на него самой электронной подписи.
Физические лица могут получить электронную подпись в специальном приложении «Госключ», либо в аккредитованном Минцифры России коммерческом удостоверяющем центре.
Приложение «Госключ» позволяет получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов. Преимущество использования «Госключа» в том, что электронная подпись создается, хранится и применяется в непосредственно в приложении: не нужны USB-токены, СМС-пароли и все функции доступны без личной явки и без бумаги.

Подробнее об использовании приложения «Госключ» можно узнать на портале Госуслуг.
О чем еще напомнили гражданам
Самое важное - в нашем Telegram-канале