Жизнь

Экологи из "Геблеровского общества" собирают подписи против "легализации браконьерства"

На портале democrator.ru опубликовано обращение, составленное "Геблеровским экологическим обществом" под заголовком "Легализация браконьерства новыми Правилами охоты". После того, как на сайте обозначается проблема и она собирает более 50 электронных подписей, администрация ресурса оформляет официальный запрос и отправляет в организацию, ответственную в сфере поднятой темы.

Текст обращения:

15 июня 2012 года вступил в силу приказ Минприроды России "Об утверждении Правил охоты" от 16.11.2010 № 512 (зарегистрирован в Минюсте России 04.02.2011 № 19704) в редакции приказа от 10.04.2012 № 98, зарегистрированного в Минюсте России 30.05. 2012 № 24394.

Признавая необходимость утверждения Правил охоты (отсутствие которых уже 2 года создает правовой вакуум в регулировании охоты), и своевременность многих нововведений, обращаем Ваше внимание на то, что отдельные положения Правил могут привести к резкому росту браконьерства, в том числе в отношении редких и исчезающих видов, в том числе таких знаковых как тигр, алтайский горный баран, снежный барс.

Речь идет о пункте 53.1 Правил, согласно которому при осуществлении охоты запрещается стрельба при нахождении в (на) механическом транспортном средстве, летательном аппарате, за исключением стрельбы при нахождении в плавательном средстве с выключенным мотором и прекратившим движение по инерции после выключения мотора, а также отстрела волков при осуществлении охоты в целях регулирования численности охотничьих животных.

Согласно этому пункту снимается запрет на преследование с целью добычи и выслеживание добычи с применением механических транспортных средств и воздушных судов.

Следует отметить, что указанные средства могут не только использоваться для доставки охотников или загона животных на стрелков, но часто сами являются средствами добычи охотничьих ресурсов.

Например, одним из самых эффективных способов браконьерской охоты на сайгаков, который привел в 70-е годы ХХ века к почти полному уничтожению этих животных, был гон стад сайгаков мотоциклистами. В горных условиях, использование вертолетов для преследования стад горных копытных часто приводит к их гибели в результате падения со скал.

Фактически, этим пунктом новых Правил легализуется браконьерская охота с применением любых механических транспортных средств (автомашины, мотоциклы, снегоходы, квадроциклы) и вертолетов.

Указанный пункт в его нынешней редакции противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. Так, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (статья 1) охота - деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой;

В соответствии с Типовыми правилами охоты в РСФСР, утвержденными приказом Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 18.01.88 № 1 (в ред. Приказов Главохоты РСФСР от 03.05.1988 № 111 (ред. 30.05.1991), от 23.05.1989 № 156, от 26.04.1990 № 146, с изменениями., внесенными решениями Верховного Суда РФ от 26.08.2005 № ГКПИ05-987, от 15.08.2007 № ГКПИ07-385, 24.07.2008 № ГКПИ08-1338) (п.22.10), на всей территории России запрещается применение автомототранспортных средств для преследования и добычи любых видов животных, а также стрельба со всех видов автомототранспортных средств, за исключением стрельбы с плавающих средств с выключенным мотором.

В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (статья 258, часть 1) незаконной считается охота с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей. Данное деяние наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

В соответствии с частью 2 указанной статьи то же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В соответствии с постановлением Пленума Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 05.11.98 № 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" (в редакции Постановления Пленума от 06.02.2007 № 7) (п.12) при рассмотрении дел о незаконной охоте судам следует учитывать, что охотой признаются такие действия, как выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких птиц и зверей.

Признаками незаконной охоты являются охота без соответствующего разрешения либо вопреки специальному запрету, либо лицом, не имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимых оснований, либо осуществляемая вне отведенных мест, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами.

Разграничение незаконной охоты, наказуемой в уголовном порядке (ст. 258 УК РФ), и административного проступка - нарушения правил охоты следует производить по квалифицирующим признакам состава преступления: причинение крупного ущерба, применение механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов и иных способов массового уничтожения птиц и зверей, а также, если деяние совершено в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, либо на территории заповедника, заказника, либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Таким образом, в настоящее время, в российском законодательстве любая охота (включая выслеживание и преследование) с применением механических транспортных средств и воздушных судов является уголовно наказуемым деянием.

В правоприменительной практике известны многочисленные случаи, когда такие транспортные средства как автомобили, снегоходы, квадроциклы служат непосредственными орудиями незаконной добычи животных. В случаях с применением автомобилей и квадроциклов совершается наезд на животных, а снегоходы используются для изматывания животных (например, косуль) преследованием, с последующим добиванием битой или отрезком арматуры. Таким образом, огнестрельное оружие при данных видах браконьерства вообще не используется.

Отсутствие в Правилах охоты прямого запрета на выслеживание с целью добычи, поиск и преследование животных с применением механических транспортных средств и воздушных судов фактически создает коллизию и приведет к разночтениям в правоприменительной практике в этой сфере.

Следует отметить, что при осуществлении государственного охотничьего надзора доказать факт стрельбы с транспортных средств или воздушных судов практически невозможно, поэтому в большинстве своем действия нарушителей, привлекаемых к ответственности, квалифицировались именно как преследование или выслеживание с применением транспортных средств или воздушных судов.

В частности, это касалось наиболее громких случаев охоты на архаров в Республике Алтай в 2009 году, когда в результате аварии вертолета при проведении охоты погибли высокопоставленные чиновники.

Таким образом, отсутствие в Правилах охоты прямого запрета на выслеживание, поиск и преследование животных с применением механических транспортных средств и воздушных судов приведет к тому, что наиболее злостные браконьеры будут уходить от ответственности, что в свою очередь повлечет за собой рост браконьерства, в первую очередь в отношении наиболее привлекательных для этого редких видов крупных копытных и хищных зверей, для добычи которых, в основном, и применяются автотранспортные средства и вертолеты.

Отсутствие в Правилах охоты запрета на выслеживание, поиск и преследование животных с применением механических транспортных средств и воздушных судов противоречит требованиям Конвенции "О биологическом разнообразии", статья 8 которой устанавливает, что каждая Договаривающаяся Сторона, разрабатывает или осуществляет необходимые законодательные нормы и / или другие регулирующие положения для охраны находящихся в опасности видов и популяций.
Правила охоты в данной редакции приняты в нарушение Конвенции о биологическом разнообразии.

В статье 31 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" установлено, что международные договоры подлежат добросовестному выполнению. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 15, часть 4) "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора".
Исходя из этого, Правила охоты в данной редакции противоречат Конституции Российской Федерации и Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации".
Следует отметить, что в первой редакции Правил охоты, утвержденных приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512, содержалась другая формулировка указанного пункта, прямо предусматривающая запрет на применение механических транспортных средств и воздушных судов: "использование механических транспортных средств и любых летательных аппаратов для преследования, выслеживания, поиска и (или) добычи охотничьих животных, за исключением осуществления охоты в целях регулирования численности волков, шакалов или в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности".
Однако, Правила охоты в данной редакции должны были вступить в силу со дня признания утратившими силу сроков добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, перечня орудий добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, разрешенных к применению, и перечня способов добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, разрешенных к применению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. № 18 "О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты".

В результате, в течение полутора лет Правила охоты не вступали в силу, и вопрос этот решился только после того, как в Правила охоты было введено разрешение на выслеживание и преследование добычи с применением механических транспортных средств и воздушных судов (соответствующее постановление Правительства России № 395 подписано 26 апреля 2012, то есть после внесения изменений в правила охоты приказом Минприроды России от 10.04.2012 № 14).
Создается впечатление, что указанный пункт сознательно пролоббирован чиновниками, бизнесменами или иными лицами, способными влиять на решение Правительства России. Обращаем Ваше внимание, что факты браконьерства с использованием автотранспортных средств и воздушных судов крупными чиновниками и бизнесменами вызвали широкий общественный резонанс. Разрешение в Правилах охоты с вертолетов и других механических транспортных средств неминуемо приведет к росту социальной напряженности и недовольства обществом действиями российской власти.

Кроме того, в утвержденных Правилах охоты содержится пункт 52.13, устанавливающий запрет на применение любых световых устройств для добычи пернатой дичи, за исключением случаев осуществления охоты в целях регулирования численности, акклиматизации, переселения и гибридизации, содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности.
При этом, установленный запрет на применение световых устройств не распространяется на добычу копытных и пушных зверей. В то же время, ночная охота с использованием осветительных приборов (выносных фар-искателей) в последние годы стала настоящим "бичом" для таких копытных, как лось, косуля, благородный олень. В сочетании с пунктом 53.1 Правил охоты, фактически легализующим применение транспортных средств, отсутствие запрета на применение световых устройств для добычи копытных и пушных зверей приведет к массовому браконьерству, а в отдельных регионах может поставить на грань уничтожения целые популяции отдельных видов охотничьих ресурсов.

Учитывая изложенное, просим срочно внести изменения в приказ Минприроды России "Об утверждении Правил охоты" от 16.11.2010 № 512 (зарегистрирован в Минюсте России 04.02.2011 № 19704) в редакции приказа от 10.04.2012 № 98, зарегистрированного в Минюсте России 30.05. 2012 № 24394, в части внесения в Правила охоты запрета на использование механических транспортных средств и любых летательных аппаратов для преследования, выслеживания, поиска и (или) добычи охотничьих животных, а также в части введения запрета на применение любых световых устройств для добычи охотничьих животных.

Напомним, ранее Гринпис объявил свбор подписей. на момент написания новости необходимые 15 тысяч голосов собраны, обращение в Минприроды будет отправлено.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость