Как говорит Валерий Скубневский, заведующий кафедрой отечественной истории АлтГУ, доктор исторических наук, фирма Аверина и Алейникова представляла в Барнауле торговый дом Петрограда. Дормидонт Яковлевич Алейников и Николай Дмитриевич Аверин были подрядчиками на строительстве Алтайской железной дороги с 1913 по 1915 годы. Они же строили здание старого железнодорожного вокзала. Кроме этого, благодаря им в Барнауле появился механический завод, на котором работало до 300 рабочих. Когда началась Первая мировая война, на этом заводе стали выпускать снаряды для фронта. После войны завод планировали переоборудовать на выпуск сельхозмашин.
Профессор Валерий Скубневский предполагает, что в доходном доме, выстроенном в 1915 году на улице Гоголя, могли находиться квартиры служащих железной дороги. Но это только предположение.
Этот четырехэтажный дом в городе, не отличающемся высокими зданиями, тут же прозвали небоскребом. По некоторым сведениям, у него была собственная электростанция. В ту пору в Барнауле не было единой городской электростанции. Свои электрические движки работали при магазине "Красный" Полякова, при пассаже Смирнова и т. д.
"Небоскреб" на улице Гоголя был не единственным доходным домом Барнаула. Строительство этих домов, как и гостиниц, бурно началось во второй половине XIX века. Как рассказывает сотрудник НПЦ "Наследие" Наталья Кунгурова, в начале прошлого века земля в Барнауле была дорогая. С 1905 года вопросы о выделении земельных участков под строительство, в том числе и доходных домов, решала Барнаульская городская Дума. В ту пору двухэтажные деревянные доходные дома были построены также на улицах Томской (Короленко), Бийской (Никитина), Сузунской (Интернациональной).
Просуществовали эти дома как доходные недолго, ибо после революции все они были национализированы.
Самое важное - в нашем Telegram-канале