Не открою секрета, если скажу, что пристрастить к чтению легче всего в детстве и в юности.
Соответственно, формировать интерес человека к чтению могут родители, учителя и продавцы книг. Да, надежда в основном на образовательные учреждения. Но нынешний уровень зарплаты учителей, усечение гуманитарных специальностей в вузах и сокращение бюджетного набора показывают, что, по мнению органов власти, грамотных и думающих людей у нас даже больше, чем им хотелось бы.
А вот у книгораспространителей необходимость в читателях вполне насущная. Тем временем Российская книжная палата заявляет об упадке интереса к чтению.
В связи с этим любопытно: кому, как не коммерческим структурам, знать о том, как стимулировать этот интерес? Сегодня повышение спроса на чтение у молодежи — это в том числе вопрос продвижения товара. Книжным магазинам вполне по силам популяризировать книги. При консолидации усилий они вообще могли бы снова создать из нее культ, став своеобразными прибежищами культуры и сделав эту культуру модной, и не только у молодежи.
Можно долго спорить о причинах устрашающего успеха книги "50 оттенков серого", которую критики признали примитивнейшем романом для домохозяек. Но среди прочих факторов популярности называют именно раскрутку. Я знаю людей, которые купили эту вещь лишь для того, чтобы узнать, из-за чего такой шум.
Что же мешает пиарить хорошую литературу? Сделать из классиков своего рода суперзвезд? Конечно, тут продвижение должно быть тонким. Примеры уже есть. Не только в столицах, но и в других городах России книжные магазины становятся клубами по интересам. Они умудряются использовать для этого самые маленькие площади. И хотя у многих их посетителей есть ридеры, у людей снова появилась нужда приходить в книжные магазины: ради разговора с любимым автором, ради чтения вслух, ради встреч с единомышленниками. И заодно — покупки тома-другого.
Если бы что-то подобное вошло в традицию у книжных магазинов Барнаула, я уверена: аудитория бы нашлась. Как выжило антикафе (формат заведения, в котором платят только за проведенное время) в Барнауле, которому все пророчили гибель? Оно год формировало себе пул любителей спокойного досуга, целенаправленно придумывая для этого все новые мероприятия. А теперь кафе переехало в связи с расширением.
Электронный носитель не враг, а помощник бумажного: он стимулирует угасающий навык чтения. Чего не скажешь о самих барнаульских магазинах, настроенных в основном консервативно. Кто-то из них рассчитывает на помощь государства. Кто-то постепенно замещает книги блокнотами. А я все чаще читаю в ридере. Бумажные книги покупаю каждый раз, как забреду в книжный. Но это дело редкого случая.
Самое важное - в нашем Telegram-канале