Всем по камушку
В начале марта сотрудники лаборатории Алтайавтодора начали брать пробы материалов для строительства дорог. Тогда вместе с ними мы отправились в Усть-Каменский карьер, чтобы посмотреть, как добывают щебень и узнать о его дальнейшей судьбе. В этот раз нам показали лабораторию, где тестируют стройматериалы.
Алтайавтодор уже протестировал материалы семи из пятнадцати карьеров, включая Усть-Каменский. Кстати, из года в год именно его продукция пользуется наивысшим спросом среди алтайских дорожников.
Щебень некоторых карьеров проверку не прошел – в нем слишком много пыли и частиц глины, а некоторые зерна (камни) недостаточно колотые, то есть более округлые, чем это допустимо. Из такого материала дороги строить нельзя, потому что в них очень быстро начнут образовываться ямы.
Если в Алтайавтодоре выявили плохие материалы, карьер не списывают со счетов, он все еще может поучаствовать в строительном сезоне. Однако, как говорит начальник лаборатории Роман Раннев, быстро восстановить качество не удастся, поэтому предприятие может выпасть из производства на пару месяцев.
Но в карьерах края все вовсе не плохо, Роман рассказывает, что их постоянно совершенствуют:
«Из года в год качество материалов улучшается. Производители прислушиваются к нашим рекомендациям и закупают новое оборудование».
Каменная кулинария
Некоторые испытания стройматериалов напоминают приготовление еды. Например, после сушки щебня, его просеивают, как муку. Это нужно чтобы разделить камни на фракции (рассортировать по размеру).
Вот только в отличии от муки, камни стучат о сито так, что после просеивания в ушах еще долго стоит гул, а специалисты признаются, что от этой работы забиваются мышцы рук.
Дальше щебень отправляется в установку для определения сопротивления истираемости. Это похоже на рецепт супа:
Вам понадобится 500 граммов щебня, 5,4 кг маленьких стальных шаров и 2,5 литров воды. Все это смешиваем в специальном барабане и помещаем в центрифугу. Время готовки около двух часов.
На выходе получается галька, по которой специалисты и вычисляют, насколько камни потеряли в весе, так определяют марку по износу щебня. Например, тот, что тестировали при нас, соответствовал марке МД-1, она подходит для создания асфальтобетона.
Высокие нагрузки
Следующий тест на прочность. Около 4 кг щебня помещают под пресс, который дает нагрузку в 20 тонн. Под весом камни находятся в среднем две минуты.
От этого они разрушаются, поэтому в лаборатории стоит хруст, который сотрудники в шутку называют ломанием костей. После пресса щебень просеивают и высчитывают потери. Чем их меньше, тем камень крепче и лучше.
Каждый специалист берет по 5 кг материала и тестирует его на протяжении трех дней. Но это без учета испытания на морозостойкость. Ускоренный метод проверки холодом занимает пять-семь суток беспрерывного испытания, для него применяют химические реагенты.
Есть и прямой метод. Камни замачивают в воде, а затем замораживают и размораживают исключительно за счет перепада температур в специальной морозильной камере.
На него уходит около месяца, после чего специалисты лаборатории оценивают потери. Тест на морозостойкость дает представление, как материал будет переносить наши суровые зимы.
Это испытание проводят циклами: два часа в воде, четыре – в камере. Камни делятся на марки по стойкости: 15, 50, 100, 150, 200 и 300. Эти цифры показывают, сколько раз щебень был заморожен. Лучшие – это те, которые смогли перенести перепады температур 300 раз без особых потерь.
После завершения всех тестов лаборатория Алтайавтодора составляет протоколы, которые направляют в подрядные организации. В документе прописано в каких карьерах закупать материал можно, а в каких не рекомендуют.
Кстати, в этом году алтайские карьеры стали производить более мелкие фракции щебня, которые позволят сделать асфальтобетонные смеси стабильнее, поэтому дороги обещают стать надежнее.
Самое важное - в нашем Telegram-канале